Жизнь – театр: театральные кассиры отмечают профессиональный праздник

В первом весеннем месяце помимо Всемирного Дня театра еще один профессиональный праздник отмечают люди, жизнь которых тоже непрерывно связана с этим видом искусства. 7 марта по всей стране поздравят театральных кассиров.

Говорят, что театр начинается с вешалки. Однако с афоризмом можно поспорить – для того, чтобы погрузиться в мир зрелищного искусства, сначала нужно заглянуть в окошко театральной кассы.

Кто придумал день театрального кассира

За вход на представления взымали плату ещё во времена Древней Греции, но День театрального кассира – молодой праздник. В нашей стране его впервые отметили в 2009 году. Чествовать счастливых обладателей этой профессии решили в Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта». Идею подхватили еще несколько учреждений культуры Северной столицы и тут же провели празднование в формате капустника на сцене театра-инициатора. Очень скоро День театрального кассира стал всероссийским и теперь он отмечается в первый понедельник марта.

 В античном театре были билеты?

Первые театральные зрители в Древней Греции ничего не платили за вход. Представления показывали бесплатно, благодаря спонсированию хорегов – состоятельных жителей Афин.

Народ жаждал зрелищ, поэтому толпа собиралась с ночи, чтобы занять места с самым хорошим обзором, которые предназначались для граждан высшего сословия. Чтобы знатным грекам не пришлось бороться с простолюдинами за скамью, афинский государственный деятель Перикл ввёл плату за вход. Количество зрителей представлений, а соответственно и лояльно настроенных к властям людей, не должно было резко сократиться, поэтому средства на посещение зрелищ гражданам выдавали из специально созданной кассы Теорикон. Вместо билета греки получали жетоны – тессеры, символы на которых соответствовали сектору амфитеатра. В IV веке до н. э. благосостояние Греции оставляло желать лучшего, и практика с фактически бесплатными билетами канула в Лету. В Древнем Риме действовала аналогичная система – вход в театр на протяжение долгого времени оставался свободным.

Если в античности спектакли были массовым общенародным зрелищем, то в Европе уже распространялись небольшие частные театры. Здесь практика платных спектаклей впервые возникла в начале XVI века в Венеции.

Как появилась театральная касса в России

В нашей стране при царе Алексея Михайловиче возник первый театр, но поскольку он был придворный и с улицы попасть туда было невозможно, ни о какой кассе не шло речи. Идея публичного театра в России принадлежит, конечно же, Петру I. «Комедийная храмина», возведенная по его указу в Москве на Красной площади просуществовала недолго – с 1703 по 1707 годы. Спектакли шли по понедельникам и четвергам, и попасть на них могли все желающие. Первое время, чтобы сделать новый вид досуга максимально доступным, не только не взымалась плата за вход, но и были сняты пошлины на проезд после завершения спектаклей. В дни представлений даже ворота в Кремле, Китай-городе и Белом городе запирали позже. Спустя год работы «Комедийной храмины» для публики установили вход по «ярлыкам» – билетам. Они были четырех видов: «гривенные, двуалтынные, пятикопеешные и алтынные», но все равно довольно дорогими.

Елизавета Петровна продолжила реформы отца в театральной сфере. Она озаботилась идеей создания Русского публичного театра в Петербурге и назначила его директором Александра Сумарокова. Театр должен был стать доступным всем. В попытке добиться высокой цели – воспитания общества – цены на билеты не были заоблачными: «В партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль», – гласили афиши. Театр находился практически на окраине Петербурга и не получил громкого коммерческого успеха. Сумароков добился возможности выступать труппе на придворной сцене с той же стоимостью билетов, чтобы поправить дела.

Одним из первых губернских городов в нашей стране, где появился театр, стал Смоленск. И не с проста: «Оперный дом» за Никольскими воротами возвели в 1780 году к приезду Екатерины II. Затем спектакли проводились в зале Дворянского собрания. В городе выступали гастролирующие актеры, в том числе и которых содержали смоленские помещики.

Во второй половине XIX века у смоленского театра появилось свое здание на перекрестке улиц Ленина и Глинки. А в 1919 году в городе официально открылся государственный театр.

Заглядываем в окно кассы смоленского драмтеатра

Оказывается, касса в Смоленском государственном академическом драматическом театре им. А.С. Грибоедова раньше выглядела иначе. В холле, где сейчас организована продажа билетов, был вход в кассовый зал. Люди заходили внутрь помещения с тремя окошками кассы. Однако это было небезопасно, поскольку у кассиров не было отдельного выхода из зала, и кассу перестроили.

Большой зал драматического театра вмещает более 800 зрителей. И до распространения интернет-технологий все желающие попасть на спектакль обращались за билетами в окошко к кассиру.

Людмила Лисюкова, актриса, Заслуженная артистка России, вспоминает, что полные залы всегда набирали спектакли студентов-выпускников курса актерского мастерства Л. Касаткиной и С. Колосова – «Беда от нежного сердца», «Завтра была война». Билеты заканчивались и на спектакли «Пока она умирала», «Ромео и Джульетта», «Дама с Камелиями», «Осенняя соната». Некоторые смоляне признавались, что посмотрели любимые театральные представления по 10-15 раз.

Когда на стекле билетной кассы появлялась неумолимая надпись «билетов нет», заядлые театралы в надежде увидеть премьеру или впечатливший спектакль, добывали номера домашних телефонов актеров и звонили с просьбой о билетике. Актерам было приятно, что их игра настолько востребована, и иногда настойчивым зрителям везло.

По словам Татьяны Андреевой, кассира драматического театра, последнее время, у смоленского зрителя большей популярностью пользуются комедии. Самым «продаваемым» стал спектакль «Весы» (лирическая комедия Е. Гришковца, режиссер-постановщик – Игорь Голубев).

Татьяна работает в кассе смоленского драматического театра уже 27 лет. Она рассказывает, что будни театрального кассира изменились, и в первую очередь благодаря техническому прогрессу. «Когда я пришла работать, касса была устроена по-другому, а в углу ещё лежали счеты. Теперь же всё делается через компьютер. Изменились и билеты. Сначала мы имели дело с толстыми билетными книжками, цены на которых штамповали контролеры. Сейчас я работаю через интернет, это намного удобнее. Люди сразу видят, билеты на какие места уже проданы. Если раньше человеку из района или другого региона нужно было ехать в кассу за билетом, то в настоящее время этой проблемы нет. К нам приезжают туристы уже с билетами», – делится Татьяна.

Тем не менее многие зрители предпочитают прийти за билетом в кассу. Некоторые коллекционируют фирменные билеты, а кто-то хочет купить классический билет на подарок. Остаются и те, кто не привык делать покупки в интернете.

Кто-то приходит за советом. Иногда в процессе общения происходят и забавные диалоги:

— Могу я купить билеты?

— Да, вам в партере или в амфитеатре?

— Ой, а можно в зале?

Часть зрителей заглядывает в кассу, чтобы узнать, какой спектакль лучше выбрать. Кассир, конечно же, помогает определиться: «Советую, опираясь не на свое мнение, а на зрительское. Во-первых, я вижу, на что лучше покупают билеты. А во-вторых, зрители оставляют мне свои отзывы. Часто подходят, благодарят за спектакль и делятся своими эмоциями».

Работа театрального кассира – это не только постоянное общение с людьми. По мнению зрителей, кассир отвечает за каждую деталь: от цвета фасада до игры актера, и для многих становится лицом театра.

Светлана Сафронова

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также