Город в сказке

Как работы смоленской художницы Виктории Барановой наполняют городские пейзажи магией.

Лопатинский сад, улицы Маяковского и Большая Советская, Успенский собор и крепостная стена… Мимо них ежедневно проходят тысячи смолян, практически не обращая внимания на такие знакомые и, казалось бы, уже совсем не удивительные виды. Исключение составляют лишь туристы, искренне восхищающиеся новыми для них пейзажами, да молодая смоленская художница Виктория Баранова, под виртуальной кистью которой привычные локации вдруг преображаются практически до неузнаваемости, наполняются магией и сказочными существами, и даже начинают жить собственной удивительной жизнью.

Первые котопризраки поселились на рисунках Виктории Барановой совсем случайно. Художница задумалась над тем, чем заполнить небольшое пустующее пространство на тематической открытке, посвящённой Яблочному Спасу — и нарисовала несколько выглядывающих из кустов у крепостной стены разноцветных кошачьих теней со светящимися глазами. Забавные персонажи сразу полюбились смолянам, и вот уже котопризраков стали замечать среди нарисованных деревьев, на крышах и в бойницах крепостной, разглядывать в окнах и за приоткрывшимися дверями.

«Единственный рисунок, на котором их нет — где кот и кошка зимней ночью сидят на скамейке в парке, — рассказывает Виктория. — Всё-таки мои котопризраки — существа теплолюбивые и в мороз не выходят. То есть летом они живут на улице, а зимой — только в помещении».

Можно сказать, что главный герой твоих открыток  это очаровательный рыжий кот. Как пришла идея создать такого запоминающегося персонажа?

— Кот у меня тоже появился случайно, я совершенно не планировала делать его центром своих работ, тем более что коты, нужно это признать, достаточно банальные персонажи. Но так уж получилось, что во время работы над открыткой к Яблочному Спасу мне нужно было посадить кого-то на пустое место в левой части рисунка. Я подняла взгляд и увидела своего кота Кузю, который в этот момент как раз сидел напротив меня. И подумала: «А почему бы и нет? Значит, тут будешь сидеть ты». И как-то так вышло, что выражение мордочки у него получилось такое интересное, что кот людям понравился и запомнился, и я поняла, что его хотят видеть и на других открытках.

 

Практически каждая твоя работа связана со Смоленском. Как появляются сюжеты, по какому принципу выбираешь локации?

— Мне очень давно хотелось нарисовать открытки, связанные с нашим городом, и вот летом прошлого года наконец-то решила воплотить эту идею в жизнь. Причём сразу понимала, что это будет не одна работа, а серия рисунков. Первым стал Яблочный Спас, так как рисовала я эту открытку летом. На второй решила изобразить кота, который катается вдоль крепостной стены на самокате, а затем решила отправить его на рыбалку, так как мне очень хотелось нарисовать русалку. А куда в городе можно поселить русалку? Конечно, в пруд у стены в Лопатинском саду. Так что сюжеты рождаются спонтанно, порой  вырастают вокруг одной детали… Вот, например, захотелось нарисовать Успенский собор? Но разместить рядом с ним кота непросто, нужно соблюсти пропорции и так далее. Лучше всего изобразить сверху, а значит, кот должен летать… Почему бы не на метле?! Но кот на метле будет смотреться странно, поэтому решила, что пусть будет не кот, а кошка. А уже потом смоляне дали этой кошке имя — Марго, в честь героини романа Михаила Булгакова. Вот так, получается, герои начинают жить своей жизнью…

Работами Виктории Барановой нужно не только любоваться, но и внимательно рассматривать в поисках интересных деталей. Так, на первой открытке осенней серии на стене в квартире у кота можно разглядеть горящий лист календаря с надписью «3 сентября», а на спинке кресла висит толстовка, в которой кот катался на самокате летом. А если внимательно присмотреться к картинке с гадающей на фоне костёла кошкой, то в рамке на стене можно увидеть самую первую открытку с Яблочным Спасом.

«Очень люблю прорабатывать такие маленькие детали, наполнять свои рисунки всевозможными отсылками и смыслами, — рассказывает смолянка. — Например, на открытку к юбилею города поместила собаку моих друзей Флоки, а устроившие свидание на крыше с видом на собор коты лакомятся кусочками сыра бри».

Открытки с котами и другими полюбившимися смолянам героями ты создаёшь на графическом планшете. При этом у тебя есть и более классические работы, на бумаге в очень необычной технике, которая напоминает гравюру. Эти рисунки даже участвовали в Областной художественной выставке молодых художников. В каком направлении сейчас работать проще и комфортнее?

— Точно могу сказать, что планшет научил меня такой смелости, которой мне очень не хватало во время работы с бумагой. И дело тут не только в том, что рисование тушью или линером — очень кропотливая и сложная работа, на которую нередко уходит несколько месяцев. Больше всего меня пугало то, что цена даже одной маленькой ошибки, одного неверного штриха может быть очень высока и придётся всё начинать сначала. А на планшете исправить такую ошибку гораздо проще, к тому же в процессе работы у меня нередко меняется концепция, появляются новые идеи, новые детали, которые я тут же могу воплотить. И я заметила, что после того, как начала рисовать своих котов на планшете, перестала нервничать и переживать, как прежде, при работе с бумагой. Определённо стала чувствовать себя более уверенной!

— Ещё один вопрос, который наверняка интерес всем поклонникам твоего творчества: где ты научилась так здорово рисовать?

— Я рисую практически всю жизнь, но высшего художественного образования у меня нет. С 5 лет ходила в изо студию, закончила художественную школу, но после поступления в институт забыла про рисование и всё, что с ним связано, на очень долгое время (наверное, лет на пять минимум). Вообще не брала в руки ни карандаш, ни кисть, ничего. Вернулась так же спонтанно, несколько лет назад: просто под рукой оказалась ручка и скетчбук, и я стала делать небольшие чёрно-белые зарисовки. Свою первую работу в графике принесла преподавателю Детской художественной школы имени М.К. Тенишевой, к которому на тот момент только-только начала ходить на вечернее отделение — Анатолию Ивановичу Шлюпкину. Думала, что получу от него какие-то замечания, рекомендации, как исправить, сделать её лучше — а он ответил мне, что эту работу определённо стоит отнести в Союз художников и попробовать пробиться с ней на выставку. И да сих пор, если честно, не могу поверить, что мне это действительно удалось с первого раза.

— Всегда приятно, когда твои работы любят и ценят. Но ведь тебе наверняка не раз приходилось сталкиваться и с критикой. Как реагируешь на негативные отзывы?

— Вообще я считаю, что если человек выпускает своё творение в свет, показывает его людям, ему не должно быть за него стыдно. Если кому-то мои рисунки не нравятся — ну что ж, значит, эти работы не для него. Я очень хорошо отношусь к конструктивной критике от тех людей, которых уважаю в профессиональном плане, всегда прислушиваюсь к их рекомендациям и советам. А критика немотивированная из разряда «а я такое не люблю» меня не трогает. Я ведь и не должна всем нравиться!

Бывает, что на фестивалях или других мероприятиях люди подходят и просят: «А нарисуй на следующей открытке то-то и то-то». Если идея мне интересна, обязательно беру её на заметку. Так, например, появилась открытка с вампирами: туристы очень просили сделать что-то по мотивам сериала «Вампиры средней полосы». Ведь так здорово, когда идеи новых работ рождаются коллективно, а смоляне узнают в моих персонажах себя, своих друзей…

«Порой слышу от знакомых: мол, скоро нейросеть тебя заменит, твои рисунки уже будут никому не нужны. Обычно я на это отвечаю: «Вот заменит — тогда и поговорим!». Но, говоря откровенно, меня подобная перспектива вообще не пугает. Ведь это не значит, что я должна буду перестать заниматься тем, что так люблю».

Фото: Художницы Виктории Барановой

Напомним, ранее народный мастер Владимир Востриков готовился представить Смоленскую область на Межрегиональном творческом фестивале славянского искусства «Русское поле».

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также