Цифровая трансформация ПАО «Дорогобуж»

В декабрьском номере 2020 года мы подробно писали о деятельности крупнейшего промышленного предприятия Смоленской области – ПАО «Дорогобуж», которое в тот момент как раз отмечало свое 55-летие.

Напомним, что это одно из ведущих российских предприятий по производству аммиака, комплексных и азотных минеральных удобрений, продукции неорганической химии. Развитие данного производства никогда не стояло на месте. Сегодня там строятся новые мощности, автоматизируются бизнес-процессы и внедряются современные цифровые технологии, и все это делается с заботой о своих сотрудниках, для обеспечения им комфортного и эффективного трудового процесса.

В структуре ПАО «Дорогобуж» есть управление по информационным технологиям, которое обеспечивает бесперебойность работы вычислительной и оргтехники, серверного и сетевого оборудования, сетей связи, программного обеспечения и способствует внедрению новых цифровых инструментов в операционную деятельность предприятия, тем самым повышая эффективность производственных процессов. Таким образом, практически на всех этапах производства идет цифровая трансформация.

Удивительные новшества техники мы увидели сразу, как только зашли на проходную предприятия. Сначала специалист управления по безопасности заполнила бланки, где указала данные наших документов и сфотографировала нас, потом выдала временные пропуска. Когда мы проходили через турникет, наши фотографии уже высвечивались на мониторе поста охраны. Оказывается, у каждого сотрудника завода имеется личный пропуск, к которому привязана в том числе и его фотография, что обеспечивает четкий контроль пропускного режима на территории предприятия.

О внедрении цифровых решений в производство и жизни предприятия нам рассказал Владислав Шмелев, который работает в ПАО «Дорогобуж» более 20 лет и сейчас занимает должность руководителя управления по информационным технологиям.

Фото Александр ГУБАРЕВ

– Зачем химическому предприятию цифровые технологии? Они дают возможность отвечать на все современные вызовы. Обеспечивают промышленную безопасность, помогают контролировать технологический процесс на всех стадиях, оптимальным образом выстраивают бизнес-процессы, делают производственные и организационные решения более оперативными и эффективными, – объяснил руководитель управления по ИТ, подробно рассказав нам о технологических новшествах, введенных на предприятии.

– Всегда есть куда стремиться, и мы стараемся постоянно развиваться, – пояснил Владислав Шмелев.

Фото Александр ГУБАРЕВ

СКУД (система контроля и управления доступом)

На предприятии существует строгий пропускной режим. Сотрудники охраны контролируют допуск на предприятие посетителей, персонала, подрядных организаций, а также осуществляют контроль ввоза/вывоза материальных ценностей, сырья и готовой продукции.

Система СКУД и электронные пропуска введены на предприятии более пятнадцати лет назад. Каждому сотруднику установлен один из режимов работы, начиная от круглосуточного доступа на производство и заканчивая индивидуальными графиками трудовой деятельности. Благодаря этой системе контролируется учет рабочего времени сотрудников.

Электронная система питания

По словам Владислава, на основе пропусков СКУД на заводе организована система питания:

– Чтобы обеспечить сотрудников (а это более 2400 человек) горячими обедами и ужинами, на предприятии есть собственный комбинат питания – 4 столовые и буфет. С 2017 года в работу запущена система безналичного расчета за питание с помощью личных пропусков.

В прошлом году из-за пандемии были введены меры безопасности, в связи с которыми столовые временно перестали обслуживать посетителей, но переключились на ежедневное изготовление и доставку ланч-боксов для сотрудников предприятия. Чтобы ускорить и упростить систему заказа горячего питания, нашими программистами была оперативно доработана программа учета и заказа питания. Она позволяет во всех подразделениях предприятия с помощью личных пропусков заказывать пять видов готовых ланч-боксов, в том числе диетический, либо формировать рацион по своему вкусу из свободного меню (в нем не менее 50 позиций). С помощью любого из 43 установленных на территории предприятия терминала, сотрудник может заказать горячее питание, которое ему привезут на его рабочее место.

Сервер данных
Фото Александр ГУБАРЕВ

ТОиРО (система технического обслуживания и ремонта оборудования)

ПАО «Дорогобуж» оснащено высокотехнологичным оборудованием, для бесперебойной работы которого требуется постоянный контроль, техническое обслуживание, ремонт и своевременная замена. Сейчас система контроля за оборудованием несколько упростилась: в системе автоматизации производства подразделения вводят данные своего оборудования, что в свою очередь позволяет автоматически отслеживать плановые сроки его замены и обслуживания, а также своевременно планировать закупку запчастей и материалов в заявочную компанию.

«Мобильный обходчик»

– В августе 2020 года в цехе по производству аммиака мы запустили в эксплуатацию мобильное приложение по оперативному мониторингу оборудования – «Мобильный обходчик». Для этого были приобретены специальные промышленные мобильные терминалы и NFC-метки для установки на основном оборудовании, – пояснил Владислав Шмелев.

Приложением «Мобильный обходчик» пользуются сотрудники ремонтных и эксплуатационных служб. С его помощью специалисты собирают и обрабатывают данные о результатах обходов оборудования. Вся полученная информация хранится в автоматизированной системе предприятия. Это позволяет вести оперативный контроль и анализ состояния оборудования, выявлять дефекты как можно раньше, снижать время и количество простоев из-за неисправностей..

– В ближайшие годы планируется распространение данной системы и её внедрение в других производственных подразделениях предприятия, – рассказал о будущих планах руководитель IT-подразделения ПАО «Дорогобуж».

Фото Александр ГУБАРЕВ

Автоматизация складского хозяйства

В настоящее время на предприятии полным ходом идёт внедрение системы автоматизации складского хозяйства. Для этого проводится ремонт помещения корпуса базы оборудования, где в дальнейшем будут установлены в соответствии с разработанной топологией склада стеллажи, которые определенным образом промаркируют. Таким же образом будут маркировать и все товарно-материальные ценности, привозимые и хранимые на складе.

Вся эта информация будет введена в единую систему автоматизации предприятия. Кладовщикам предоставят терминалы, которые будут являться их основным рабочим инструментом. Внедряемая автоматизация внесет удобство в работу склада, сэкономит время и систематизирует расположение ТМЦ на территории склада.

Видеонаблюдение

Для контроля процессов модернизации и строительства новых агрегатов и цехов на предприятии внедрена современная система видеонаблюдения, транслирующая информацию круглосуточно в реальном времени. Доступ к просмотру информации возможен на любом мобильном устройстве.

Заканчивается монтаж периметрального охранного видеонаблюдения территории предприятия, численность камер которого достигает нескольких сотен.

Видео-конференц-связь

Как и телефония, видеоконференцсвязь прочно вошла в корпоративную среду предприятия. Особенно это заметно в период пандемии.

Рассказывает Владислав Шмелев:

– Раньше большинство совещаний проводилось в конференц-зале – сейчас совещания идут в формате видеоконференций, что значительно экономит время и благотворно влияет на безопасность в условиях пандемии.

Дистанционное обучение и тестирование

На территории предприятия организован компьютерный класс, оборудованный всем необходимым для проведения дистанционного обучения и тестирования сотрудников предприятия. Особенно актуальным формат дистанционного обучения стал в период пандемии.

Для дистанционного обучения и тестирования работников применяются как специализированные локальные программы, администрируемые сотрудниками отдела по развитию и подготовке персонала, так и онлайн-решения от различных фирм и сервисов, проводящих обучение и тестирование в онлайн формате.

BI-системы (Business Intelligence)

Интересный инструмент, помогающий в сложных управленческих решениях, бизнес-аналитики или BI-системы. В отличие от стандартных систем отчетности, они дают богатые возможности для построения запросов, создания отчетов, визуализации данных и простой наглядной обработки полученных результатов с использованием данных системы автоматизации предприятия.

– С помощью систем бизнес-аналитики, которые мы начали использовать в прошлом году, удаётся оперативно получать необходимую информацию для своевременного принятия решений, благодаря чему есть возможность усовершенствовать процессы планирования, прогнозирования и бюджетирования, – объяснил Владислав Шмелев.

Электронная торговая площадка (ЭТП)

В конце прошлого года на предприятии запустили электронную торговую площадку (ЭТП). Все закупки переводятся на ЭТП. Теперь любой поставщик может зарегистрироваться в системе, увидеть потребности предприятия, предложить свои товары или услуги. Просто, прозрачно, удобно и выгодно.

Более 200 сотрудникам ПАО «Дорогобуж» в ЭТП предоставлены соответствующие роли (технический куратор и т.п.), к которым будут попадать запросы прямо из ЭТП, чтобы их оперативно рассматривать и согласовывать.

Громкоговорящая связь

В основных цехах ПАО «Дорогобуж» используется современная цифровая громкоговорящая связь, предназначенная для оповещения работников в случае возникновения нештатных ситуаций на производстве.

– В прошлом году в технологических подразделениях закончили установку и монтаж нового цифрового оборудования фирмы Commend, – рассказывает Владислав Шмелев. – Это эффективная и надежная система связи, которая помогает на должном уровне поддерживать технологический процесс, повышает безопасность и улучшает условия труда.

Модернизация локально-вычислительной сети и центра обработки данных

В связи с постоянным увеличением количества сервисов, включая плановый переход на IP-телефонию, постепенно развивается и модернизируется локально-вычислительная сеть предприятия. Она представляет компьютерную сеть, покрывающую территорию предприятия и объединяющую в себе все персональные компьютеры, оргтехнику, сервера и сетевое оборудование.

Помимо этого запланировано приведение к современным стандартам помещений центров обработки данных предприятия (ЦОД), где хранится серверное и сетевое оборудование предприятия.

Service Desk

Для использования основанного на лучших мировых практиках принципа сервисного подхода при организации работы служб IT-услуг на предприятии более двух лет назад был запущен в работу программный продукт Service Desk, позволяющий повышать производительность и качество нашей работы, привести к сокращению затрат.

Мы организовали единую точку входа для заявок и запросов пользователей предприятия, перевели все заявки исключительно в электронный вид, что положительно сказалось на оперативном их получении и исполнении.

К использованию этой системы в режиме одного окна постепенно подключаются и другие службы предприятия – кадровая и социальная.

Удаленная работа сотрудников

В период пандемии часть сотрудников была переведена на удаленную работу. Руководитель управления по информационным технологиям пояснил, как удалось организовать такой рабочий процесс:

– Мы решили вопрос достаточно быстро: было настроено существующее сетевое оборудование и оперативно приобретены необходимые для его работы лицензии, благодаря чему сотрудники с домашних компьютеров получили безопасный доступ к удалённым рабочим столам своих рабочих компьютеров в сети предприятия.

Корпоративный мессенджер

Для общения работников между собой, а также возможности проведения различных информационных рассылок внутри сети на всех ПК предприятия развернута система внутрикорпоративных коммуникаций, представляющая собой текстовый чат.

СМИ

В прошлом году на предприятии появился новый коммуникационный канал: 8 телевизионных экранов уже установлены, в этом году планируется приобрести еще 23 монитора для размещения в основных цехах. С их помощью идет ежедневная трансляция видео и текстовой, важной для работников предприятия, информации.

Кроме этого, на предприятии существует корпоративное радио и газета.

ПАО «Дорогобуж» успешно внедряет современные технологии на всех этапах производства, что позволяет совершенствовать систему управления, ускорять производственные процессы и обеспечивать их непрерывность. И все это при одновременном улучшении условий труда.

Фото Александр ГУБАРЕВ

Автор Екатерина КУЗЬМИНА

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также