Наши интервью с генеральным директором Смоленского Лакокрасочного Завода Валерием Сидоренковым давно уже стали доброй традицией. Жизнь предприятия, в столь непростых экономических условиях создающего и постоянно совершенствующего высокотехнологичное производство лакокрасочных материалов полного цикла, всегда полна новых открытий. Развитие продолжается – несмотря на препятствия…
Падение спроса
— Валерий Викторович, в конце лета 2020 года в разговоре вы констатировали падение спроса и непредсказуемость дальнейшей ситуации на рынке…
— И сегодня, к сожалению, ничего не изменилось: сейчас, например, свои правила диктует зима, а в нашей отрасли очень выраженная сезонность. Наступит весна — посмотрим. Надеемся, этот год будет более удачным!
— Коллектив сокращаете? Или, может быть, планируете сокращать?
— Ни в коем случае! Наоборот, за предыдущие годы нам удалось собрать и обучить, «вырастить» на производстве и в лабораториях высококлассных специалистов, поэтому сокращений мы не планируем.
— В последнее время цены растут буквально по всем направлениям. Ваша продукция тоже дорожает?
— В прошлом году фиксировался небольшой рост. В нынешнем году пока нет, цены не поднимали. Но дело в том, что письма от поставщиков идут, а в них — предупреждения о вынужденном поднятии цен на 10%, 15%, а то и на все 30%.
— Хоть какие-то меры поддержки от государства в таких непростых условиях оказывались?
— К сожалению, нет.
Новые продукты и модернизация — несмотря ни на что
— Понимаю, что вам, да и всем нам сейчас непросто. Но, тем не менее, не могу не спросить про новые продукты. Ведь вы традиционно стараетесь регулярно предлагать рынку новую и более качественную продукцию.
— Да, продолжаем следовать этой стратегии. Стараемся опережать свое время, предугадывать спрос, тенденции — разрабатываем новые лакокрасочные материалы и осваиваем их выпуск. В прошлый раз, если помните, мы говорили о материалах, которые изготавливаются для различных предприятий: в основном, материалы по металлу, полиуретану, двухкомпонентные эпоксиды, вспучивающие материалы — как водные, так и органика. Даже сейчас сдвиг в этом направлении есть, процесс идет, новые рецепты материалов появляются…
— Речь идет о ваших новых разработках?
— Да. Значительную их часть мы производим для российского филиала швейцарской компании Welesgard. Для нас это очень серьезный позитивный опыт, так как эта компания красит мосты, нефтяные платформы… То есть покрытия работают в очень агрессивных средах: сами понимаете, все это требует наиболее передовых технологий.
— А что конкретно вы для Welesgard производите?
— Часть материалов по металлу и бетону, с повышенными защитными свойствами.
— Вопрос про отечественную химическую промышленность и соответствующую научно-исследовательскую составляющую… Что-то тут в позитивную сторону меняется?
— Подвижки есть. Например, в России стали производить деароматизированные растворители, которые мы используем. Начинают появляться отечественные диспергаторы, новые виды дисперсий. Мы все это мониторим, испытываем в своих лабораториях и, если соотношение цена/качество отвечает нашим требованиям, — пробуем использовать. Хотя все это на Западе было сделано еще в 1960-х годах. У нас эти компоненты тоже выпускались, но после распада СССР все было утрачено, а сейчас на основе советских разработок некоторые пытаются возродить их производство. Иногда получается, иногда нет.
Но, тем не менее, все же пока наибольшая часть высокотехнологичных химических добавок у нас импортная.
— Понимаю, что планировать сложно, но, тем не менее, вы опять же традиционно нацелены на модернизацию производственной базы.
— Да, стараемся, но опять же реалии времени не позволяют выполнить все планы.
Так, например, мы приобрели новую фасовочную машину и ждем ее из Китая третий месяц. Пандемия коронавируса нарушила привычные связи между производителями и потребителями и внесла серьезные изменения в бизнес логистических компаний.
То же самое и с различным сырьем – прежде поставки были регулярными, а сейчас задержки и сбои. К тому же и цены на сырье растут. Вроде бы простейшее подсолнечное масло, а цена выросла в два раза.
— Составляете ли в таких условиях планы дальнейшего развития?
— Планы-то мы составляем, различные сценарии стараемся предусмотреть. Но, сами понимаете, в нынешних условиях прогнозировать что-либо на сто процентов почти невозможно. Например, в январе этого года мы по отношению к январю предыдущего реализовали в два раза больше. Но, скорее всего, это отложенный спрос. Повторюсь: все очень и очень непредсказуемо. А вдруг случится новая волна пандемии? Да еще более мощная — со всеми вытекающими ограничениями?
Весна и праздники
— Какие надежды вы возлагаете на весенне-летний строительно-ремонтный сезон?
— Мы надеемся на себя и на наш замечательный народ, который в любой ситуации хочет жить ярче.
— Кстати о весне. Газета выходит уже после 23 февраля, но перед 8 марта. Поздравите постфактум мужчин и милых дам как раз перед праздником?
— Обязательно и с удовольствием! Я, возможно, нарисовал в нашей беседе немного мрачную картину… Но это, скорее, издержки груза ответственности за производство, в которое мы вложили столько физических и душевных сил.
Ведь главное – это ответственность за коллектив.
Хочу завершить наше общение на позитивной ноте! Действительно, у всех у нас с праздниками 23 Февраля и 8 Марта связано немало теплых воспоминаний и ассоциаций — начиная с детства и юности. Став взрослым, ты всегда очень ярко вспоминаешь о том, как в разное время поздравлял своих родных и близких, одноклассников и одноклассниц … Хорошо, что такие праздники есть! Так пусть мужчины всегда остаются мужчинами: сильными, волевыми, не боящимися брать на себя ответственность, сохраняющими самообладание в сложных ситуациях, добивающимися поставленных целей, способными обеспечить достойную жизнь своим семьям… А женщины пускай всегда остаются женщинами — нежными, верными и любящими подругами, мудрыми матерями и верными хранительницами домашнего очага…
И, конечно, особенные поздравления хочу адресовать нашему замечательному коллективу: и мужчинам, и женщинам. Здоровья всем, сил, благополучия, удачи!
Беседовал Михаил Ракитин