Победительница конкурса «Семья года» Дарья Петухова — о традиционных ценностях, поиске собственного пути и воспитании детей
В октябре на сцене Государственного Кремлёвского Дворца в столице наградили победителей Всероссийского конкурса «Семья года». За победу в пяти номинациях боролись более 11 000 участников со всей страны, в итоге дипломы победителей получили чуть менее 90 семей. В том числе — семья Петуховых из Смоленской области, которые представляли номинацию «Сельская семья».
За время проведения конкурса жители региона уже успели многое узнать про Дарью и Антона. Смоляне живут в деревне Ковалёвка на территории Кардымовского района, воспитывают двоих детей (дочке Маше — 6 лет, сыну Ивану — 2 года), вместе ведут бизнес по производству натуральных продуктов. Мы же встретились с Дарьей Петуховой для того, чтобы узнать, как дипломированный дизайнер променяла Санкт-Петербург с его каналами и музеями на собственный домик в деревне, в чём её секрет счастливой семейной жизни и какими принципами она старается руководствоваться в воспитании детей.
Квест в лучших традициях
—Как получилось, что вы переехали на ПМЖ в деревню, ведь, насколько мне известно, до этого были городским жителем?
— В этом плане у нас с Антоном похожие истории. Оба родились и выросли в городах: он — в Сафоново Смоленской области, я — в одном из посёлков рядом с Тверью. После школы уехали учиться: он — в Москву, я — сначала в Тверь, а потом — в Санкт-Петербург (по образованию я — художник-дизайнер). Быть художником — это буквально 24/7 что-то творить, рисовать, осмыслять. Живёшь фактически только этим! Мы с подругой работали на фрилансе, старались постоянно куда-то ходить, порой за месяц посещали до 20 различных мероприятий! Всё изменилось внезапно. В 23 года я поняла, что на самом деле мне для счастья нужно нечто иное. Было сложно и больно потерять смысл, как будто тот маяк, что долгое время вёл вперёд, внезапно погас, и я осталась в темноте, не понимая, куда теперь грести. Но потом стала задавать себе вопрос: «Хорошо, если не так, то как тогда?»
В этот непростой момент открыла для себя традиционную русскую культуру: стала изучать ремёсла, общаться с участниками клубов, посещать фестивали. Так постепенно стали вырисовываться новые ориентиры. И вот на одном из фестивалей встретила Антона, который, как оказалось, прошёл практически аналогичный путь (9 лет прожил в столице, отучился на антикризисного менеджера и тоже понял, что этот путь — не для него). К моменту встречи он уже жил в Алексино с родителями, занимался своим проектом. Достаточно быстро стало понятно, что наши желания, устремления, взгляды на жизнь и ценности совпадают. Мы познакомились, когда мне было 25 лет, через год стали общаться, в 27 поженились и вот уже семь лет вместе.
— Насколько сложно было адаптироваться к новому укладу жизни?
— Конечно, человеку со стороны может показаться, что это несусветная глупость: в современном мире уехать в глушь, на природу. Наверное, самым непростым периодом был тот, когда мы начали строить собственный дом, а потом, чтобы ускорить процесс, сознательно отказались от съёмной квартиры и переехали с маленьким ребёнком в вагончик. Но мы были счастливы! Это стало интересным испытанием, которое сделало нас сильнее и навсегда оставило понимание, что человеку на самом деле для жизни нужно очень мало. Подобный опыт хорошо снимает всю «шелуху», в том числе — в отношениях внутри семьи.
Дружная команда
— Как в вашей семье распределяются обязанности? Ссоритесь из-за того, кто будет мыть посуду?
— Мы ведь не просто муж и жена, мы ещё и работаем вместе. И везде на равных, всё обсуждаем, договариваемся. Антон — капитан нашего корабля, который классно видит на перспективу и понимает, куда мы идём. А я замдиректора: мне нужно ставить конкретные задачи, говорить «Нам нужно туда!» — и я уже планирую, как нам туда добраться лучшим образом. Так что мы классно друг друга дополняем!
А обязанности и в быту, и на работе делим. При этом каждый может выбрать то, что ему больше нравится. Я, например, не люблю уборку, но обожаю готовить, пробовать разные рецепты, экспериментировать. Но если Антон видит, что мне нужна помощь (например, не успеваю вымыть посуду или нужно побыть с детьми), его даже просить ни о чём не нужно, просто возьмёт и сделает.
— У вас двое детей. Всегда хотели большую семью?
— Нет, далеко не всегда. Я росла одна, и до 20 лет чётко представляла, что у меня будет один ребёнок. Потом поняла, что одного всё-таки мало. Быть может, повлиял пример подруг, у которых в семьях было по 5 детей. Мне это нравилось, ведь там было не скучно. Тогда решила, что детей у меня будет двое. Но ещё до встречи с Антоном поняла, что и двоих детей мало, нужны как минимум трое. Это по моим ощущениям, я понимаю, что есть силы. Так что троих точно хотим, а дальше посмотрим.
— Каких принципов вы стараетесь придерживаться в воспитании детей?
— Любовь, воля, свобода, дружба. Мы стараемся быть на равных с нашими детьми, быть для них в первую очередь друзьями. Для меня ребёнок с рождения — человек со своими потребностями, яркой и зрелой душой, настоящая личность, которую важно уважать. Но при этом мы с папой создаём чёткий уклад жизни, в котором действует определённый свод правил: что мы делаем, что разрешено, а что считаем неприемлемым для нашей семьи. И стараемся объяснить это детям. Но лучший пример — когда дети видят, как мы сами живём, общаемся друг с другом, вместе решаем задачи, помогаем и поддерживаем друг друга. Ведь все мы — как команда на одном корабле, и у нас ничего не получится, если каждый будет тянуть в свою сторону.
Счастье — быть семьёй
— Педагогическое образование помогает в воспитании детей?
— Не мешает, это точно. Но педагогом я стать не стремилась и даже в школе не работала, поэтому, наверное, учительская манера общения у меня и не выработалась. Считаю, что у меня с детьми много тепла, свободы, но при этом есть понимание, куда направить ребёнка, чтобы он не просто рос и делал, что хочется. Наверное, если бы у меня родился ребёнок в 20 лет, я бы его затаскала по всевозможным секциям, бедняга бы лет с двух на иностранный язык пошёл. Теперь ориентиры поменялись: ребёнок вообще не должен отвечать тем представлениям, что у меня когда-то сложились, он может учиться по своим способностям (пусть и на тройки), и заниматься тем, что ему действительно интересно.
Считаю, очень важно слушать и слышать своего ребёнка, не отмахиваться от его проблем. Бывает, что в конкретный момент я занята, тогда прошу подождать, но потом обязательно даю выговориться. И пока мы не решим волнующий его вопрос, ни на что не отвлекаюсь. Это как с посудой: если мыть её сразу после еды, всё отмывается легко. Но стоит только оставить на «потом», как придётся приложить гораздо больше усилий и времени.
— Удаётся в таком ритме найти немного времени на себя?
— Мне часто задают подобные вопросы, особенно когда узнают, что мы с супругом находимся вместе фактически 24 часа в сутки. Но нам так комфортно. У меня нет потребности остаться одной, чтобы заняться тем, что мне хочется или нравится. Я люблю свою работу и делаю её с радостью. Если захочу почитать, то возьму книгу после того, как уложу детей спать. Очень люблю писать тексты, записывать свои мысли, это для меня тоже большое удовольствие. Конечно, лучше делать это спокойно и в тишине, но если пришло вдохновение, могу и за чашкой кофе быстро набросать.
На самом деле не нужно думать, что у нас идеальная семья, где нет проблем и всё всегда хорошо. Мы тоже устаём, бываем недовольны друг другом или раздражаемся. Но это мелочи, ведь в глобальных вещах мы едины.
Фото из личного архива героев публикации