Многоценное ожерелье земли Смоленской
История смоленской крепости
Смоленск благодаря выгодному географическому положению ещё в долетописные времена был важнейшим стратегическим форпостом небольшого удельного княжества. Он являлся частью торгового маршрута «Из варяг в греки». Со временем превратился в «ключ Московского государства», став на страже главной дороги, ведущей в Белокаменную. Одной из первостепенных задач являлось возведение здесь капитальных укреплений.
Князья и цари всегда стремились сделать город неприступным. Так, по распоряжению Ивана Грозного в 1554 году были выстроены капитальные деревянные фортификации, с которых и началось строительство Смоленской крепости. Поскольку работы были частью плана по восстановлению поселения после крупного пожара, крепость получила название «Большой новый город». Однако по причине бурного развития оружейного дела и артиллерии подобные сооружения уже не обеспечивали должной защиты. В связи с этим к концу века, во времена правления Федора Иоанновича и Бориса Годунова, началось возведение каменного укрепления, фрагменты которого и сохранились до наших дней.
Ожерельем всей Православной Руси Смоленскую Крепостную стену назвал царь Борис Годунов: «Красотой неизглаголенной, подобной которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства…».
Строительство крепостной стены
И если ты хочешь быть духом сильнее, побудь у смоленской стены…
Смоленская крепостная стена была возведена в конце XVI века на месте более ранней деревянной крепости легендарным русским зодчим Фёдором Конем. При планировке будущего строения в качестве образцов архитектор использовал уже возведённые кремли. Большое оборонное значение фортификаций подтолкнуло зодчего увеличить количество башен, расширить систему боя, заложить более мощные, чем обычно, стены. При этом Фёдор Конь применил ряд традиционных проверенных приемов возведения крепостных сооружений: полубутовую кладку, ограждение высокими зубцами формы «ласточкин хвост», укладку цоколя с валиком, выпуклые арки на внутренней стороне. Крепость получилась не только неприступной, но и красивой. Зодчий задекорировал бойницы резными наличниками, какими обрамляли окна жилых домов, и белокаменными элементами.
Во всей Смоленской крепости башни отличались формой: 13 прямоугольных глухих, 9 круглых, 7 многогранных. Трёхъярусные конструкции имели высоту от 22 до 33 метров, располагаясь на отдалении 150-160 метров друг от друга. Каждая обладала своими особенностями и именем.
Возведенная крепость во многом повторяла форму старого деревянного строения, которое не сносили до окончания работ, что обеспечивало защиту на случай непредвиденной опасности. Каменная стена в основном проходила снаружи, по линии второго вала, но кое-где пролегала прямо по старым конструкциям. Западный участок был возведён первым, поскольку именно отсюда вероятность нападения неприятеля была самой высокой.
Строительство стены Смоленской крепости потребовало организации целого ряда сопутствующих производств. Так, Федор Иоаннович распорядился прислать в Смоленск кирпичников, каменщиков и гончаров со всей Руси.
Строительные материалы, такие как известковый, бутовый камень доставляли из других, порой отдалённых мест. Применяли не только обычные, но и двуручные кирпичи: они были крупнее стандартных в полтора раза, из-за чего одной рукой удержать их было невозможно, откуда и пошло название.
Известно, что на строительство стены пошло не менее 320 тысяч свай, около миллиона возов песка и 100 миллионов кирпичей. Над строительством работали более 30 тысяч человек, при этом опытные мастера получали достаточно высокую плату – по 16 копеек за день.
Строительство крепостной стены кипело от рассвета до заката, наёмники жили в отапливаемых начерно землянках, которые часто заливало водой. За малейшие провинности полагались суровые наказания, из-за чего многие люди гибли или становились калеками. В результате в 1599 году рабочие подняли масштабный бунт, вынудив правительство улучшить условия труда и поднять зарплату. Подобные чрезвычайные меры позволили завершить строительство Смоленской крепости в намеченные сроки. В 1600 году капитальные работы были окончены, ещё около двух лет потребовалось на отделку. В 1602 году прошла пышная церемония освящения форта.
Башни смоленского кремля
Сколько башен в смоленской крепостной стене?
На данный момент уцелело менее половины построек (3,3 км) в виде 9 фрагментов. Один из наиболее крупных участков имеет вид прямой на юго-восточной стороне. Крепость даже в нынешнем состоянии производит впечатление величественной твердыни. Следы фортификационного сооружения можно обнаружить и в других районах Смоленска, хотя эти остатки уже не подлежат реконструкции. Всего сохранилось 17 башен, 22 безвозвратно утрачены.
Названия башен крепостной стены в Смоленске
Полный список
Сохранившиеся башни
|
Несохранившиеся башни
|
Архитектурные и технические особенности
- Построена в 1595–1602 годах
- 20 тысяч рублей было выделено из казны в 1599 году на возведение стены.
- 6 тысяч человек одновременно трудилось на строительстве стены.
- Протяжённость — 6,5 километров
- Длина уцелевшей части стены — 3 километра
- Ширина стен — 5,2–6 метров
- Высота стены — 13–19 метров
- Всего башен — 38
- Сохранилось по сей день — 17
- Расстояние между башнями — примерно 150 метров
- Проезжие ворота были в 9 башнях
- Главная проезжая башня — Фроловская (Днепровская), через которую проходил выезд к Москве
Фёдор Конь
Родился в 1556 году в семье тверского плотника Савелия Петрова, который и научил его азам профессии. Оставшись сиротой, работал в строительных артелях, зарабатывая себе на кусок хлеба тяжёлым трудом, за что и получил прозвище «Конь». В 17 лет, заступаясь за товарища, чуть не задушил немца-опричника. Спасаясь от наказания, бежал за границу. В этом ему помог итальянский инженер, строитель Опричного двора Иоганн Клеро, который отправил его учиться каменному делу в Страсбург. В 1584 году Фёдор Конь возвращается в Москву, получив на то царское разрешение. Первой крупной работой талантливого мастера стало строительство укреплений московского Белого города с 27 башнями (1586–1593). Другие его работы, отличающиеся выдающимся архитектурным мастерством: Смоленская крепостная стена, ансамбль Пафнутьева монастыря в Боровске и ансамбль Болдинского монастыря под Дорогобужем. О последних годах его жизни ничего не известно. В память о нем около башни Громовая в Смоленске в 1991 году установлен памятник.