В преддверии Дня медицинского работника ПРОрегион пообщался с Евгением Ивановичем Каманиным, заслуженным врачом России, доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой оториноларингологии Смоленского государственного медицинского университета, а также бывшим главным врачом Смоленской областной больницы.
— Евгений Иванович, у вас очень насыщенный жизненный путь. Скажите, пожалуйста, почему вы выбрали медицину и, в частности, отоларингологию?
— Первая мысль у меня была поступить в военно-морское училище, потому что мой отец в свое время был мичманом на флоте. Но так получилось, что не попали мы в Кронштадт, потому что в тот год закрывалось мореходное училище. Второй вариант у меня был — медицина, поэтому я попал в наш медицинский университет, а после по распределению поехал в Челябинскую область. Там нужен был врач отоларинголог, конечно, через три года можно было поменять специальность, но я решил оставить все как есть. Понравилась отоларингология.
— Как вы работали во время пандемии?
— Когда порог заболеваемости был очень высокий, в нашей больнице не было инфекционного отделения, поэтому, чтобы госпитализировать больных, необходимо было один из корпусов перевести под коронавирус. В целом, система здравоохранения нашей области справилась довольно успешно. Конечно, были трудности, но говорить о том, что мы что-то упустили оснований нет. Да, было непросто, но в коллективе было очень много добровольцев, которые хотели работать в коронавирусном отделении. Причем врачи разных специальностей: терапевты, хирурги, отоларингологи. Я считаю, справились очень достойно.
— Сейчас по Смоленску заболеваемость снизилась?
— Да, резко снизилась. Не сравнить с тем, что было два года назад. Кампания прививок и наш Спутник V внесли большой вклад, чтобы мы перенесли пандемию более спокойно, с наименьшим количеством жертв и осложнений. Это такой комплекс мер — и прививочная кампания, и современные лекарственные препараты, и высококвалифицированные доктора, средний медицинский персонал. Каждый из них внес определенный вклад в борьбу с коронавирусом.
— За последние десятилетия областная больница была сильно модернизирована, у вас даже появился вертолет. Расскажите, пожалуйста, об изменениях, которые произошли?
— Во все годы так или иначе обновлялось медицинское оборудование, открывались новые отделения. Так получалось с такими специальностями, как урология, сердечно-сосудистая хирургия. Открыли отделение для установки коронарных стентов при инфаркте миокарда. Это было такое большое событие, когда мы открыли операционный блок. Он сейчас функционирует очень хорошо, хорошо подготовленные кадры, и мы имеем достаточно положительный опыт лечения больных, которые страдают заболеваниями сердца и сосудов. Отделение оперативной онкологии у нас есть тоже, появилось новое оборудование для лучевой терапии. Естественно, и планы у нас есть, чтобы усовершенствовать те или иные виды медицинской помощи. Вот сейчас шел разговор о том, чтобы заниматься вопросами пересадки почки, но, наверное, потребуется не менее года, чтобы к этому подготовиться. Все-таки нужны специальные операционные и дополнительное медицинское оборудование, поэтому нужно время. С нашими московскими коллегами будем этим заниматься.
— А как сейчас обстоят дела с подготовкой медицинских кадров?
— Что касается подготовки, я должен отметить, что в медуниверситете много студентов из других стран. Вот сейчас, особенно в последнее время, хорошая подготовка на клинических базах, в том числе при областной больнице. Также хорошие условия, где можно проводить теоретические и практические занятия, лекционные курсы, есть возможность посещать операционные и перевязочные. Это не тот случай, когда можно говорить, что подготовка кадров на низком уровне. Они проходят практику на базе нашей больницы и в целом впечатление от них неплохое. Наши студенты работают не только в городах нашей страны, но и за границей.
— Смоленская областная больница недавно была признана одной из лучших в России. Как проводился отбор?
Там много показателей. Медицинские работники, цифровые показатели и в целом по больнице. Мы попадали и в сотню лучших медицинских заведений Российской Федерации, и в первой десятке были.
— Для вас оценки и рейтинги это все такое вторичное. Главное — это помощь больным.
— Конечно, работа каждого врача всегда направлена на результат. Как мы можем оценить свою работу? По тем результатам, которые мы видим. Оперативная активность, летальность, современные методики лечения, жалобы больных. Мы на все должны обращать внимание. По отзывам наших жителей мы и судим, как к нам относятся.
— Какие сейчас на базе больницы применяются современные методики лечения?
— В каждом отделении, так или иначе, применяются современные методики. Наши доктора много учатся и не отстают от тех передовых направлений, которые есть в медицине в стране. Если взять любое отделение, то применяются передовые технологии лечения, в любом отделении, которое не возьми. Всегда что-то внедряется, что есть не только в стране, но и за рубежом. У нас же все-таки 1150 коек в больнице, но количество жалоб очень небольшое.
— Много из области приезжает больных?
— Примерно 60%.
— Как вообще обстоит ситуация в районах?
— Вы знаете, во многих регионах в отоларингологии дефицит кадров. Во многих ЦРБ не хватает врачей.
— Ну это, наверное, во всей стране так.
— Тут еще сказываются разные зарплаты по регионам. В Москве зарплата выше, поэтому многие едут туда. Тоже бывает обидно, что мы готовим врачей, а они потом едут в столицу. Но пока нет обязательного распределения, мы же не можем им запретить.
— Вы сторонник распределения?
Это не только мое мнение, но опыт показал, что без распределения мы не укомплектуем районы никогда. Сколько уже идет программа “Земский доктор”, а положительного результата не видно. Наш губернатор – Островский Алексей Владимирович – в прошлом году выделил 13 или даже 15 миллионов рублей, чтобы дать по миллиону каждому выпускнику. Освоили мало, не все согласились поучаствовать в программе. Значит, не в деньгах дело. И я, как человек, который уже прошел это распределения, не вижу в этом ничего плохого. Я вот приехал поработать в район, а там есть у кого поучиться. Конечно, молодым врачам нужен наставник, к которому можно обратиться, на чей опыт опереться и от кого получить поддержку. Отмечу, что у каждого может быть свое мнение на этот счет.
— Есть ли у вас планы по развитию медицины в Смоленске?
— Мне сложно говорить, я же не работаю больше главным врачом. Моя основная специальность сейчас – завкафедрой отоларингологии, также я внештатный советник губернатора по вопросам здравоохранения. Что касается этой области в целом положительные сдвиги есть и перспективы есть. Сейчас это перспектива по строительству детской областной больницы, нового онкологического диспансера. Это очень важно для нашей области, чтобы наши онкологические больные не были разбросаны по различным учреждениям. Губернатор нам помог и нашел деньги на строительство нулевого цикла — фундамента онкодиспансера. Есть люди, онкологи, заинтересованные в этом, которые, конечно, будут рады, если у нас будет хороший и современный онкодиспансер. Также ремонт лечебных заведений у нас сейчас проводится хорошо.