Лидер смоленской группы «Андрей Иванов и Группа Товарищей» рассказал редактору «ПРО РЕГИОН» об участии во всероссийской онлайн-акции памяти Владимира Высоцкого «Я люблю, и значит – я живу!».
Этот интервью должно было состояться еще в июле, когда вся страна отдавала дань памяти великого барда, русского поэта, актера театра и кино, со дня смерти которого этим летом минуло ровно 40 лет. Но – вмешался пресловутый коронавирус и связанные с ним ограничительные меры.
Культурная жизнь Смоленска, как и всей страны, начала дышать полной грудью совсем недавно… Так что мы нашли еще один повод для встречи с Андреем Ивановым и поговорили с ним о гении, повлиявшем на его музыкальное творчество.
Какой именно повод?
Настоящие поклонники Владимира Семеновича помнят, что именно осенью 1964 года, 56 лет назад, Владимир Высоцкий поступил в труппу легендарного театра на Таганке. С этого воспоминания мы и начали разговор с Андреем.
– Я читал, что придя на прослушивание к Любимову, Владимир Семенович показал себя не очень удачно, – говорит Иванов. – Он читал Маяковского, еще что-то, но не впечатлил Юрия Петровича. Любимов спросил: «А для чего же гитара? Может быть, тогда споете?» И он спел. «Это чье?» — «Мое». Любимов попросил еще спеть и… взял его.
– Андрей, история напоминает ту, как вы оказались на международном онлайн-марафоне памяти Высоцкого? – шучу я.
– Примерно так, – смеется мой собеседник.– А на самом деле, нас пригласил к участию известный основатель портала Bards.ru, Эдуард Фейман. Онлайн-марафон был организован в содружестве портала «Образование на русском» Института Пушкина, Международного портала авторской песни и Государственного музея Владимира Высоцкого. Фейман – легендарная личность, человек с энциклопедическими знаниями, который был лично знаком с Юрием Визбором, Булатом Окуджавой. Когда я с Эдуардом Семеновичем познакомился, я как раз в то время написал песню «Я не вернулся из боя». Он был ею очень впечатлен. Позвонил, предложил мне участвовать в Дне памяти Юрия Визбора… Это был интересный концерт, в котором приняли участие достаточно известные артисты. Наша команда организаторам понравилась: поняли, что подходим к таким проектам вовсе не формально: если создаем кавер-версию, то она больше похожа на самостоятельное произведение, нежели на оригинал. В итоге мы получили предложение – единственными из Смоленска и Смоленской области – стать участниками онлайн-марафона памяти Высоцкого. Нам позвонили едва ли не первыми. Для участия мы выбрали «Робин Гуда» и «Тот, который не стрелял». Это был удивительный опыт. Наша команда – среди разных коллективов всего мира, представителей разных стилей и направлений, которые поделились со слушателями мировой сети своими интерпретациями песен Владимира Семеновича.
– Как долго длился марафон и понравился ли вам такой опыт выступления без сцены и зрителей в зале?
– Акция началась в 10 утра и шла весь день до глубокого вечера. Звучали песни, стихи и воспоминания о Высоцком. Плюс онлайн-концерта в том, что в нем ты участвуешь, пусть и удаленно, но с такими выдающимися людьми, с которыми далеко не так часто можешь пересечься на реальном концерте. Минусы? Нет живого общения с залом, это чувствуется. Смотришь в экран, видишь несколько лиц. Чтобы появился нерв выступления – всегда нужен живой зритель, его глаза. А их нет! Чтобы появился этот самый нерв, я просто старался проживать песни Высоцкого – концентрироваться на том, о чем пою.
– Андрей, как думаешь: самому Высоцкому понравилась бы идея такой акции?
– Я думаю, он стремился к этому – чтобы его песни пела вся страна. Если посмотреть его ранние анкеты, когда у Владимира Семеновича спрашивали – хочет ли он быть знаменитым, он всегда отвечал «Хочу – и буду!». Конечно, всегда чувствуется, когда его песни кто-то исполняет для души, по любви, а кто-то просто для пиара. Вообще, любого человека можно понять, если послушаешь его песни. Ведь в них ты открываешься полностью. Мне очень нравится его герой – сильная, волевая личность, настоящий герой. Хочется равняться на сильных людей.
– Повлиял ли Высоцкий на твое творчество?
– Я – не исключение. Впрочем, как и половина всех тех, кто пишет свои песни. Знаю, что Юрий Шевчук написал свою первую знаменитую песню «Не стреляй», когда узнал о смерти Высоцкого. Да, там поется не о нем – но создание навеяно именно этим событием. Мы все вышли из Высоцкого – даже те, кто это отрицает. Это наш генетический код. Я взрослел с Высоцким, постигал мир с его творчеством. Дома до сих пор хранится большая коллекция его виниловых пластинок, вырезок из газет… Помню, когда-то бережно хранил и перечитывал вклеенное в тетрадочку интервью с мамой Владимира Семеновича. Сейчас поздний Высоцкий для меня – вершина поэзии и музыки.
– Знаю, что ты знаком с Никитой Высоцким. Что он за человек – по твоим впечатлениям?
– Цельный, глубокий. Не кичится родством, хотя и бережно хранит память об отце. Хороший актер. Мне он очень импонирует и как человек, личность, артист.
– Расскажи о своем коллективе: как вы все собрались вместе?
– Случайных встреч в жизни не бывает – нас всех свела судьба. Сначала, еще в 2004 году, я познакомился с Сашей Черненковым: это известный в Смоленске музыкант, композитор, аранжировщик, мой друг, вместе с которым в его студии мы записали все мои альбомы. Первый назывался «Один», потом появился второй – «Один на один» (посвящен Пушкину), третий – «Один из миллиона». Теперь вот планирую записать «Один дома». Это будет сборник авторских песен, в шутливом таком стиле, специально для мужчин среднего возраста с пометкой «кроме детей до 30 лет». Именно Саша помог моим песням стать такими, какие они есть. Мы вместе экспериментировали, творили, спорили, создавали. Потом однажды случай свел с Лешей Зерниченко. Он виртуозно владеет не только гитарой, но еще и совершенно разными музыкальными инструментами, сам пишет очень интересную музыку и обладает всегда собственным мнением, часто оригинальным, и потому он является очень важным звеном в нашей группе. Потом появился самобытный и очень интересный барабанщик Гена Чернышков: как и саксофониста Диму Резакова, мы его «поймали» на «Встречах у Микешина». Отличные ребята, талантливые музыканты. А на новом альбоме, который у нас выйдет совсем скоро, будет звучать саксофон невероятно талантливой Леночки Товарковой. Все мы собрались вместе неслучайно: в музыке мало случайных людей, как и самих случайностей в жизни. Вообще, у нас в группе каждый по-своему уникален. Настоящая жизнь – она здесь, в музыке. Да, работа – это важно. Но вечером ты вышел оттуда, хлопнул дверью и забыл. А песня, если поселилась в твоей голове – ты ее не выгонишь, пока не дашь ей жизнь.
Криминальные истории барда в Смоленске
Впервые Высоцкий посетил Смоленск в 1965 году, во время съемок фильма «Родом из детства». Потом — 5 лет спустя, в 1970-м. История вышла криминальная. О ней сегодня мало кто помнит. Непосредственных участников — милиционеров — уже, к сожалению, нет в живых. Некоторые детали знаменитого ограбления смоленской журналистке Олесе Томашовой однажды рассказала вдова следователя, который занимался делом Высоцкого, Петра Викторовича Стукальского. Зовут женщину Зинаида Петровна.
Все случилось 13 сентября 1970 года. Марина Влади ехала в тот день в Москву. Высоцкий встретил ее в Бресте, и далее они отправились в путь уже вдвоем на серой «Волге». Дорога была неблизкой, поэтому пара решила ненадолго остановиться в Смоленске. Однако в нашем городе знаменитым путешественникам пришлось задержаться…
– Высоцкий и Влади оставили свою «Волгу» возле гостиницы (сейчас это «СмоленскОтель»). Зашли перекусить в ресторан «Днепр», — рассказывает Зинаида Петровна. — Когда вернулись, увидели, что машина «вскрыта», а имущество исчезло. А в автомобиле было много вещей: шуба Марины Влади, фотографии, кассеты со съемок, чемодан одежды. В тот день в горотделе УВД дежурил мой муж — следователь Петр Викторович Стукальский. Ему и предстояло расследовать это дело. Насколько я знаю, милиционеры обращались за информацией к представителям криминального мира. Вора быстро задержали, на все ушло не более 4 часов. Гостей пригласили в кабинет следователя, вернули украденное и извинились за неприятный инцидент. Высоцкий, вспоминал мой муж, вел себя с милиционерами «запросто», как старый знакомый, и сразу перешел на «ты». Одет он был также очень просто… А вот Марина Влади, по единодушному мнению смоленских милиционеров, выглядела шикарно. И, казалось, была ничуть не смущена произошедшим. Призналась, что во Франции такие грабежи случаются довольно часто. А также добавила, что Петр Викторович — это второй следователь, которого она встречает в жизни. Первый был каким-то образом связан с ролью, которую она играла в одном из своих фильмов. Потом она достала из сумочки свою фотографию, подписала и подарила моему мужу. Подпись я помню до сих пор: «Петру Стукальскому. Марина Влади». Владимир Высоцкий также оставил свой автограф на обратной стороне карточки: «20 век. Владимир Высоцкий».
Это памятное для него фото Стукальский, конечно, показывал близким, друзьям, а позже, уйдя с милицейской службы, отнес его на работу и оставил в кабинете в Доме Советов, где трудился начальником отдела госкомимущества. Однако какоето время спустя фото бесследно исчезло. По словам Зинаиды Петровны, ее супруг очень переживал по этому поводу, хотя загодя, словно предчувствуя неладное, сделал его копию. Но и она была впоследствии утеряна во время переездов семьи. Со своим знаменитым потерпевшим Петр Стукальский больше не встречался. Хотя следил за его творчеством, но без фанатизма, признается Зинаида Петровна. Петр Викторович скончался в ноябре 2002 года. Ему было 64 года.
Беседовала Инна ПЕТРОВА