Смолянам показали леденящий душу спектакль пинской труппы

Одним из самых леденящих душу впечатлений для смоленских зрителей на фестивальной неделе стал хоррор «Вий» в постановке режиссера Полесского театра (г. Пинск) Павла Маринича.
«Не тревожь мое сердце, баба!», – сказал прекрасной Хвеське бедолага Хома Брут и отправился на самое жуткое испытание в своей жизни… Так, фирменный гоголевский юмор, священный ужас и светлая грусть сплелись на большой сцене Смоленской драмы, под звуки скрежета когтей, хруста костей, стука гробовых досок в меловой круг, и лихорадочных молитв молодого бурсака, которого прекрасная ведьма выбрала для страшной охоты за его душой.
Зрители вжимались в кресла, хватали друг друга за руки, пытаясь в  антракте сбежать подальше, в театральный буфет. В общем, нагнать страху у белорусских гостей получилось. Что примечательно – не столько с помощью спецэффектов, сколько благодаря яркой актерской игре. За что и получили сразу две награды «Смоленского ковчега»: приз за лучший актерский ансамбль и лучшую мужскую роль первого плана (Хома Брут), в которой блеснул молодой актер Полесского театра Сергей Бирульчик. Что касается женских ролей, то тут симпатии нашей редакции разорвались между дерзкой и добросердечной Хвеськой (Ольга Ермалаева) и страшно красивой Панночкой (Антонина Рокало).
У Панночки мы с превеликим трепетом – но отважились взять интервью. Отмечу, что никто из журналистов не пострадал. К слову, она очень расстраивается из-за сравнений с киношной героиней Натальи Варлей, и совершенно права – белорусская Панночка совсем другая. Но – обо всем по порядку…
– По правде сказать, трудности с приездом в Смоленск начались еще на родине, – рассказывает Антонина Рокало. – То декорации не влезали в транспорт, то всем нам пришлось сделать тест на коронавирус, времени на который совсем не было. Потом в дороге началась сильная гроза. Границу тоже пересекли не без проблем… В общем, с этими препятствиями справились только благодаря поддержке друг друга. Несмотря ни на что, чувствовали ответственность перед зрителем, понимали, что нас ждут. И все-таки привезли «Вия».
 «Открою секрет:  я не ведьма!»
– Антонина, это ведь премьерный спектакль вашего театра?
– Да, премьера «Вия» состоялась 29 марта 2020 года. В это время в Республике Беларусь не было карантина, и мы играли еще три воскресенья – словно Хома, три ночи – именно этот спектакль. Каждый раз после подготовки к спектаклю я выглядывала из гримерки в окно – идут ли вообще зрители на вечерний спектакль? А на поклоне, когда люстра в зале набирала свет, видела заплаканные глаза зрителей в масках. Это впечатление было чем-то таким за гранью: с одной стороны – мистическая атмосфера спектакля, а с другой – коронавирус, который пугает не меньше.
– Теперь, наверное, всех вами пугают?
– Не без этого! Однажды на репетиции, когда я в первый раз прибегаю к Хоме, потом ухожу, а ребята, замирая от страха, кричат мне вслед: «Ведьма, ведьма!». И тут вдруг раз – и гаснет свет во всем театре! И я говорю в темноте: «Все? Допрыгались? Будете меня обзывать, я вам еще воду и газ отключу!». Вообще, шутки шутками, но моя Панночка реально страшит людей – это факт. Я недавно своих соседей пригласила на спектакль – молодую пару. Так теперь супруг соседки меня за три версты стороной обходит, а соседка говорит – только бы тебя вечером в подъезде не встретить. Скоро я так всех друзей лишусь! Хотя, если честно, не понимаю, чего всяких страшных сказок бояться… Ведь на самом деле, если разобраться, никого в этом мире нет: человек и его деяния намного ужаснее, чем вся нечисть с рогами и копытами.
Вообще, открою вам большой секрет всей моей жизни – нет, я не ведьма! Хотя… все не просто так. Эта роль давно «стучалась» в мою жизнь. Помню, в школе проходили по литературе «Вия», я подошла к учительнице с предложением: «Татьяна Константиновна! Можно я поставлю по этой теме инсценировку?». Она мне и раньше разрешала режиссировать постановки. «Вия» тоже разрешила, но с оговоркой: «Тебе мама разрешит в гроб лечь?». Я ответила: «Мама всегда за меня!». И это была правда. К слову, там был вовсе не гроб, а школьная парта, с картонками по краями. А ноги у меня всегда были длинные, пришлось подгибать… Сцена была из первой ночи. Одноклассники меня тогда очень поддержали, а завуч сказала: «Тоня будет известной актрисой».
«Попробуй в миру спастись»
– Действительно не боитесь в гроб ложиться?
– Нет. Когда репетировали этот спектакль, некоторые коллеги испуганно интересовались: как же ты это сделаешь?! Я посмеивалась. Страха у меня перед гробом никогда не было. Знаете, бывало даже такое, что однажды в 12.00 во всем белом ложилась в белый гроб по сюжету «Сказки о Мертвой царевне», а в 18.00 ложилась в черный гроб «Вия». На репетиции, когда ребята в конце первого акта провозглашали: «Панночка помэрла!», а потом несли гроб, я вообще однажды расплакалась… Жалко стало Панночку. Мне вообще всех людей на Земле жалко, потому что они смертные. Скажу честно – я очень люблю свою героиню. И оправдала ее во всем. Режиссер спектакля мне очень помог понять эту роль: придумал начало, где Панночка по глупости гадала, занималась магией, а вызвала нечистую силу, которая в нее и вселилась. Да, было сложно представить, как оживает труп… что он может при этом делать. Я просто шла по этапам: сначала, как нечто живое, училась ходить, потом кричать, что-то «видеть», потом говорить и соображать, как действовать, к кому обращаться, кого позвать. Так что по всем этапам развития – это мой «ребенок». И я его люблю. Да, она вот такая странная, но на ее примере стоит поучиться – хотя бы тому, что не нужно лезть, куда не следует, а то горько пожалеешь. Конечно, спектакль сам по себе сложный, аура у него мистическая. Но все наши ребята играют в нем с удовольствием: это как в детстве, помните – «в черном, черном городе…», игра такая. Для меня самое сложное в этом спектакле – прятаться, чтобы зритель не увидел. А еще парик постоянно запутывается. А все остальное – в кайф. Когда еще доведется «легально» людей попугать и услышать в зале: «О, Господи!». Надеюсь, они на меня за это не в обиде.
– Пластика у вас в этой постановке действительно феноменальная. Того, что в кино добиваются с помощью компьютерной графики, вы делаете самостоятельно…
– Знаете, мне очень хотелось сделать Панночку красивой, пластичной, неземной, другой. Я наблюдала за птицами, которые медленно летают, за кошками, когда они замирают и смотрят в никуда, закрывала глаза и пыталась ходить по кругу… В общем, искала пластику. Даже ужастики смотрела, но там нашла только то, что все «злыдни» резкие движения делают. В детстве я хореографией занималась – это тоже в таких спектаклях помогает. Кстати, на сцене я так широко открываю глаза, что со «второй ночи» каждый раз теряю линзу с левого глаза. Такая дань «Вию», я уже смирилась. Меня часто спрашивают – верующий ли я человек. Так вот… Лет до 15-ти я самым серьезным образом собиралась в монастырь… Даже жила там, выполняла все послушания, школу из-за этого прогуливала. В церкви, на Рождество и на Пасху, играла главные роли в постановках воскресной школы. Часто ездила по монастырям, общалась с сильными и даже прозорливыми монахами. Это был огромный опыт в моей жизни… когда была на все сто процентов согласна с Достоевским, что жить без Бога нельзя. Потом, в силу жизненных обстоятельств во мне что-то сломалось, многое в жизни пошло не по плану. Могу оправдать себя только тем, что один монах на мой вопрос об актерстве сказал мне: «Попробуй в миру спастись…».
«Радость от наших наград была просто неземная!»
– Нет слов, чтобы передать, как мы были рады наградам смоленского фестиваля! Я бесконечно благодарна своим партнерам! Они – самые лучшие! Я знаю, как создавался спектакль, смотрела каждую репетицию в зале, смеялась и переживала, помню все самые трогательные моменты. Сергей Бирульчик – молодец, прекрасно справился с ролью! Поздравляю его с наградой! Оля Ермалаева (Хвеська) роскошно исполнила свою роль: я видела, как она работала над образом, как искала, придумывала нюансы, и этот процесс не останавливался даже за сценой.
Ваня Величко (Спирид), Саша Горбач (Дорош), Артем Клепча (Явтух) – это трио, конечно, гениальное! Они тоже усердно работали, когда не получалось – боролись. Ну и наш режиссер, Павел Маринич – наш удивительный и любимый Творец!
Я очень благодарна смоленским зрителям за горячий прием: получила столько хороших отзывов, мне в соцсетях после спектакля писали до двух часов ночи! Многие уже собираются в Пинск – другие спектакли мои смотреть. Я всех приглашаю!
ПРО актрису:
Родилась 27 апреля 1987 года в городе Пинске. Окончила в 2013 году УО «Белорусская государственная академия искусств» по специальности «Актерское искусство», Актриса театра и кино, Работает в ГУ «Полесский драматический театр г. Пинск»
с августа 2008 года.
Беседовала Инна ПЕТРОВА
Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также