Анастасия Ведякова: «Моя главная задача подарить зрителю положительные эмоции»

Четыре сезона зрителей Смоленской областной филармонии радует невероятная игра скрипачки Анастасии Ведяковой. И каждый раз, слушая звучание ее скрипки открываешь для себя что– то новое. Глядя на Анастасию, невольно вспоминаешь известную аллегорию: «смычок– продолжение твоих рук». Но на самом деле за виртуозной игрой, стремлением овладеть всеми ресурсами инструмента и созданием запоминающейся интерпретации, стоит долгий кропотливый труд и многочасовые репетиции. О том, как обрести исполнительскую свободу и сотворить свой собственный музыкальный мир мы поговорили с солисткой Смоленской областной филармонии Анастасией Ведяковой.

— ­­Анастасия, расскажите о себе, как пришли в музыку?

 Моя музыкальная карьера началась в 1998 году, тогда я поступила в Центральную московскую школу при МГК имени П. И. Чайковского (ЦМШ) в класс Народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача. С тех пор я не расставалась с музыкой и вот уже более 25 лет моя жизнь связана с этим искусством. В 2009 году, сдав вступительные экзамены, была зачислена в Московскую консерваторию им. Чайковского (МГК), класс профессора Эдуарда Грача. С 2009 года училась у декана композиторского факультета, профессора Александра Коблякова (композиция). В 2014 успешно завершила обучение в МГК им. Чайковского, класс профессора Э. Грача. С 2014 была ассистентом-стажёром МГК им. Чайковского (Кафедра современной музыки, руководитель — профессор Владимир Тарнопольский).

— Что послужило выбору профессии?

— Я совсем не из музыкальной семьи. Мои родители связаны с проектированием. Мама профессиональный архитектор. Отец занимается расчетами конструкций. Словом, у родителей серьезная техническая аналитическая работа, но любовь к музыке они прививали мне с детства, возможно, это и послужило выбору профессии.

Как судьба связала Вас со Смоленском?

Закончив обучение в Консерватории, решила посмотреть вакансии, и увидела, что в Смоленской филармонии необходим солист-инструменталист. Этот город очень близок мне так как связан с молодостью моей мамы, которая в советское время в составе бригады работала на Смоленщине архитектором. В Смоленской областной филармонии я прошла отборочную комиссию, и меня приняли, а в этом году вот уже как четвертый сезон я играю для смоленской публики.

— Недавно Вы представили смолянам свой эксклюзивный авторский музыкальный проект «Скрипка и орган: два голоса во Вселенной», можно ли это выступление назвать самым запоминающимся для Вас?

На мой взгляд, программа «Скрипка и орган: два голоса во Вселенной» очень удачно сложилась. Как раз накануне концерта мои друзья из академии «Грэмми», прислали огромное количество нот, из которых я выбрала самые подходящие для моей авторской программы. Также одно из них было написано специально для меня и моей коллеги — органистки Анастасии Быковой. Так, на сцене Смоленской филармонии состоялась мировая премьера произведения «Лотос пурпурной луны» номинанта Грэмми 2022, композитора Надима Мадждалани, а также российские премьеры произведений Джона Финбери, Данаэ Кланте Влас, Томаса Нацииола, Антонио Вергара, Шербана Ничифора и Антуана Уберсона.

За годы моей работы в филармонии были самые разнообразные программы и каждая по-своему запоминающаяся. Я всегда стараюсь преобразить концерт не только интересными композициями, но и талантливыми музыкантами. Так я приглашала своих коллег из Москвы, Японии, которые всегда с удовольствием выступают в Смоленске.

Сколько по времени занимает создание программы?

Все зависит от стечения обстоятельств. Нужно выбрать какие произведения играть, как их расположить и тд. Репетиционный процесс порой занимает по 5 часов в день. В среднем, на создание музыкальной программы уходит около месяца. Также необходимо работать над аранжировками, записывать репетиции для композиторов, а затем получать от них отзывы, потом записывать новый вариант исполнения. Это очень интересный творческий процесс, но в организационном плане всегда трудно представлять что-то новое. Я всегда стараюсь, чтобы программы моих сольных концертов были интересны широкому кругу слушателей. Кроме того, я являюсь членом Международной ассоциации музыки и медицины, изучаю музыкальную терапию и при создании программы учитываю, что некоторые зрители приходят на концерт «подлечиться». Я подбираю композиции, в том числе, интересные для меня и в тоже время известные каждому человеку, вне зависимости от того, учился он в музыкальной школе или нет. Но и конечно же чтобы произведения соответствовали какой-то общей идеи программы. Возможно, зритель вообще первый раз пришёл на концерт классической музыки, и это большая ответственность для меня как исполнителя, чтобы он или она пришли ещё раз и на другие концерты других исполнителей и коллективов.

—Каковы Ваши творческие планы?

Меня тянет профессионально заниматься всем к чему я прикасаюсь. Так, попробовав себя в дирижировании я получила диплом дирижера, также занимаюсь электронным продюсированием музыки (диплом Berklee College of Music, США по Музыкальному продюссированию). Мне хочется всячески развиваться в музыкальной сфере, но безусловно, скрипка в этом отношении превалирует, хотя я не плохо владею фортепиано и некоторыми другими инструментами.

Параллельно с сочинением музыки я пишу песни как для себя, так и для других исполнителей в России и за рубежом, у меня широкое поле деятельности и, наверное, работа солистом аккумулирует многие мои способности именно в области музыки. Также в различных ВУЗах, колледжах и школах я провожу мастер-классы для учащихся и студентов, мне нравится делиться своими знаниями с молодыми музыкантами. Очень хочется привлекать к классической музыке как можно больше детей.

По мере возможности я также занимаюсь музыкально-исследовательской деятельностью. За несколько лет работы солистом Филармонии я приняла участие в более чем 10 международных конференциях и симпозиумах в России и за рубежом; до 2020 года, в том числе — Симпозиум о музыке И.С.Баха в Дрездене (Германия) где я была единственным представителем из России, а после начала пандемии в международных конференциях онлайн участие по видеосвязи.

Какова главная цель музыканта?

У меня всегда есть цель достойно подготовить программу, потому что на мое выступление придут люди, и моя главная задача подарить зрителю только положительные эмоции.

Что Вас вдохновляет?

—Живя в нашей стране невозможно не вдохновиться ее прекрасной природой. Смоленск, потрясающий город и приезжая на концерт, я всегда вдохновляюсь его красотой — удивительный Днепр, потрясающий красоты Успенский Собор, уникальная усадьба М.К.Тенишёвой во Флёново и многие другие места. Также меня вдохновляют мои питомцы, на сегодняшний день со мной живут две собаки и пять кошек, все они спасенные, с улицы. Животные успокаивают, воодушевляют. Кроме того, для меня большая радость, когда удается сделать какую-нибудь интересную программу или, например установить интересное творческое сотрудничество – это тоже придает настроение творчеству. Мне очень приятно, что в Филармонии такая замечательная атмосфера и прекрасные коллективы (Камерный оркестр и Оркестр русских народных инструментов), и подготовка к каждому концерту вместе с ними и прекрасным руководителем, дирижёром Игорем Кажданом — это всегда творческое взаимопонимание и поддержка.

Беседовала М. Викторова

Фото: Смоленская областная филармония

 

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также