Как делают муку чистейшего качества в Новодугино Смоленской области

За неделю до отправки сентябрьского номера в печать команда «ПРО РЕГИОН» отправилась в село Новодугино Смоленской области, чтобы узнать, кто эти удивительные люди, которые производят муку чистейшего качества и которую так сложно найти в смоленских магазинах. Парадокс, не правда ли? Давайте разберемся…

Чем дальше мы удалялись в сторону Сычевки, тем воздух становился все чище и «вкуснее». Вот и указатель – Новодугино. Помню его с самого детства: не только как примету своей богатой лесами и реками малой родины, но и в то время символ плодородия, высоких урожаев и тучных племенных хозяйств. Впрочем, достопримечательности Сычевского и Новодугинского районов – не только в их щедрой природе да в остатках старинных усадеб, храмов и парков. Пожалуй, их главная достопримечательность – это люди. Искренние, красивые, трудолюбивые и талантливые. А еще они настоящие герои и донкихоты. Но – обо всем по порядку.
Приходите в ГОСТе!
У ворот предприятия «Новодугино-Мельпром» нас уже ждала зам. директора Людмила Иванова, которая тут же заботливо отвела уставших с дороги журналистов чаевничать. Изумительная, невероятно нежная на вкус шарлотка, таявшая во рту, сразу же покорила наши сердца – вслед за ее обаятельным «автором».
Заместитель директора Людмила Петровна Иванова
– Такая кружевная шарлотка получается только из муки без химических добавок, – говорит Людмила Петровна. – Я поделюсь с вами рецептом. Приедете домой, сами попробуете испечь и почувствуете разницу. Многие производители грешат тем, что добавляют в состав своей муки белизну и искусственно вводят клейковину – притом, что эта клейковина изначально должна была содержаться в самом зерне. Мы же производим муку исключительно по ГОСТу, высшего и первого сорта, а еще выпускаем муку общего назначения ТУ. Хочется чтобы наш продукт был востребован на Смоленщине: мы работаем не ради прибыли, а ради престижа нашего родного села. Даже когда заново запускали мельницу, сделали это торжественно: наш директор Максим Александрович Черкесов нажал на кнопку пуска, а в это время ребята вывесили два флага – флаг России и флаг Смоленской области. Не думаю, что у нас в регионе много предприятий, у кого есть такой флаг. Патриотизм для нас – не пустое слово.
Встреча была полна открытий: пока мы пили чай, к нам присоединился учредитель «Мельпрома» Станислав Васильевич Анисимов: личность по-настоящему легендарная, как мы узнали позже из Википедии.
Генеральный директор предприятия Станислав Васильевич Анисимов
Вот что писал о нем журнал Forbes в 2011 году:
«Родился в 1940 году. Не был членом «команды Гайдара». Он не работал в Академии наук, не участвовал в полуподпольных экономических семинарах, не стажировался за рубежом. Пока молодые гайдаровцы штудировали Корнаи или Хайека, Станислав Васильевич работал в ЦК КПСС, Госснабе Союза, а также в Министерстве материальных ресурсов СССР – министром. Членом «команды Гайдара» Анисимов не был, но членом гайдаровского правительства, причем одним из важнейших, стал. У нас таких бывших крупных советских руководителей было трое – Анисимов, Фадеев, Булгак. В интервью Станислав Васильевич говорит, что многому научился у своих более молодых коллег. На самом деле это мы учились у них, с их помощью набирались опыта – аппаратного и жизненного. Так получилось, что именно мне пришлось в 1991–1992 годах тесно взаимодействовать с Анисимовым. Мы оба отвечали за наполнение рынков. Я, правда, только за относительно небольшую часть – импорт. С него же спрашивали за все – за дефицит продовольствия, высокие цены, разрыв хозяйственных связей, недопоставки всего и вся. Думаю, вплоть до лета 1992 года не было в правительстве должности более неблагодарной и нервной. И не было человека, лучше Анисимова знающего истинную ситуацию на рынках. Поэтому и сегодня так интересны его свидетельства. А соратником Станислав Васильевич был замечательным. Весьма компетентный, очень спокойный и вдумчивый, умеющий внимательно слушать и всегда готовый помочь. Очень порядочный и надежный человек.
Станиславу Васильевичу, прошедшему полувековую чиновничью школу и влюбленному в сферу сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности, пока что покой только снится. Зная изнутри всю сферу сельского хозяйства, он старается передать свой бесценный опыт своему коллективу. И, хотя Анисимов наверняка будет протестовать против такой формулировки, но факт остается фактом – год назад учредитель ООО «Новодугино-Мельпром» совершил настоящий подвиг. Но пусть об этом расскажет он сам. Поверьте, это увлекательный рассказ.
– Такие предприятия, как наше, в 40-50-х годах строились по всему СССР, – рассказывает Анисимов. – Они в то время назывались 12-тысячниками: каждое было рассчитано на 12 000 тонн зерна напольного хранения. Здания Заготзерна были типовые, строились из кирпичной кладки, опирались на деревянные стропила и покрывались шифером. Рассчитаны они были на то, что зерно туда будет собираться с целого района и его колхозов, а потом будет отправляться в министерство заготовки зерна. Росконтракт, в котором я тогда работал, рассчитывал так, чтобы каждое предприятие в Смоленской области имело у себя от 5 до 7 тысяч гектаров земли и около 1000 голов крупного рогатого скота. В итоге у производителей сельхозпродукции Смоленской области в активе было около 70 000 гектаров земли.
Со временем, как пояснил Станислав Васильевич, эпоха Росконтракта в его жизни закончилась. Пройдя в этой известной на всю страну организации огонь, воду и медные трубы, своими глазами наблюдая сначала расцвет, а потом медленное погружение на дно этого «Титаника» под влиянием целого спектра веяний, связанных с перетурбациями в мировой экономике, в 2005 году он ее покинул.
«Мне важно успеть передать им опыт»
– «Новодугино-Мельпром» мы купили для сельскохозяйственной надобности, – продолжает Станислав Васильевич. – Его склады хорошо подходили для напольного хранения сельхозкультур, потом обанкротился и рухнул «Росконтракт», остатки новодугинского предприятия были выкуплены. Рабочей силы не хватало, пшеницу выращивать перестали, предприятия в Новодугино массово банкротились. В 2004 году, в таких неблагоприятных условиях, мы решили поставить здесь новую мельницу. Появился инвестор, оборудование. С того времени тоже много воды утекло: менялись директора, с кем-то из них надежда на восстановление нашего производства вновь зажигалась, потом снова гасла… Со временем я понял, что опыт с «варягами» не оправдывает себя и что лучше, если предприятием будет руководить человек местный, радеющий за родную землю. Но такого долгое время не находилось. В итоге, с 2014 по 2016 год мы работали не слишком успешно: основная проблема была в дефиците кадров. Невозможно было найти не только квалифицированного электрика и слесаря – даже и тракториста! 2016 год мелькомбинат закончил с убытками, собственник отказался финансировать дальше, предприятие полностью остановилось.
Анисимов не мог оставить свое детище в таком плачевном состоянии и решился выкупить долю в предприятии, чтобы дать ему еще один, последний шанс.
– Приехал, посмотрел… Крыши разрушены, стены текут, вода на полах стоит… Подумал, и решил: стоит попробовать войти в эту воду еще один раз – но полностью изменив подход, в частности, к кадрам. Пообщавшись кое с кем из местных жителей, я неожиданно поня: люди есть! Они рассредоточились по биржам труда и не знают, как жить дальше – ведь работать негде. Люди перспективные, энергичные, трудолюбивые. Их надо просто замотивировать. Решил сделать ставку на обучение кадров. Озадачился тем, чтобы успеть передать им свой опыт и чтобы они смогли в будущем самостоятельно работать. Очень горжусь тем, что вовремя «разглядел» нашего генерального директора – Максима Александровича Черкесова, который прекрасно знает энергетику, механику, обладает управленческими талантами. Я в нем не ошибся.
Я понимал, что на восстановление полуразрушенного предприятия нужны финансовые вливания, а их не было. На баланс организации было жалко смотреть… Написал программу развития, бизнес-план, отправился в банк на переговоры. Эти переговоры растянулись на полгода: банк не отказывал, но и кредита не давал. Я не привык обивать пороги и просить. Договорился о финансировании из других источников. Так мы начали готовить мельницу к производству, сделали ремонт зданий, поменяли крышу, привели помещения в порядок, закупили зерно. Наша «кладовая» уникальных кадров продолжила пополняться: в августе 2019 года у нас появился талантливый и энергичный заместитель директора, Людмила Петровна Иванова. Мне радостно, что мой большой чиновничий стаж научил меня безошибочно разбираться в людях и видеть тех, кто талантлив и умеет оперативно и вдумчиво работать. Так у нас получилось жизнеспособное предприятие со специалистами среднего звена.

– Напишите обязательно про наших людей, они у нас удивительные, – говорит Людмила Петровна. – На предприятии сейчас трудятся 26 человек, при этом штат у нас рассчитан на 35 человек. Центр занятости нам очень помог, появились хорошие мастера – как, например, Сергей Лебедев, который изучил нашу мельницу до самого маленького винтика – а ведь она сложная, не «компьютерный» вариант. Сейчас стараемся усилить фронт продаж, ищем специалистов. Есть своя лаборатория с сертифицированным оборудованием, есть в штате заведующая лабораторией и лаборант. Проверяем здесь ежедневно не только качество нашей муки, но и качество муки конкурентов. Честно сказать: очень часто разрекламированная мука имеет некачественный состав – или клейковины нет, или белизна добавлена. Очень много химии. Поэтому за наш продукт абсолютно не стыдно: он создается без единой химической «ноты». Готовимся к приятному событию: 25 сентября открываем на предприятии фирменный магазин, который будет называться «У мельницы».
Директор предприятия Максим Александрович Черкесов
мастер Александр Валерьевич Осипов
выбойщик Екатерина Анатольевна Аксенова
грузчик Вячеслав Александрович Прошкин
грузчик-карщик Владимир Владимирович Быков

 «Нам остро нужна помощь со сбытом»

Познакомились мы в своем новодугинском путешествии и с легендарной мельницей. Эта огромная махина способна выдавать по 900 тонн муки в месяц: именно к этой производственной цифре стремится весь дружный коллектив предприятия. О том, как работает эта чудо-техника, мы еще расскажем в  удущих выпусках «ПРО РЕГИОНа», а пока – о людях. Коллектив здесь и правда удивительный: каждый специалист прошел непростой жизненный путь, но судьба непостижимым образом собрала всех их вместе, чтобы дать предприятию новую жизнь. Здесь ценят каждого: Людмила Петровна знает все о жизни каждого сотрудника – у кого какая семья, какие проблемы и чаяния, о чем мечтают, чем дышат. Возможно, поэтому здесь работают с улыбкой, с огоньком и  всегда друг другу рады.
Основная проблема для этого чудесным образом возродившегося предприятия – это сбыт.
– Как-то так странно получается, что, производя высококачественный натуральный продукт, мы будто бы не нужны на Смоленщине, – сетует Анисимов. – У  нас есть покупатели, но они, как правило, из других регионов. Здесь нам не дают развернуться: мы начали выпускать муку, но нас на местный рынок с ней не пускают, закрыты все направления поставок. Почему, например, Гагарину лучше брать муку из Курска, а нашу не брать? Вы знаете: каждый раз, когда я еду в Новодугино, с огромной болью и тоской смотрю на непаханные поля, зарастающие березняком пахотные земли, разрушенные коровники и сушилки, простаивающие предприятия. Складывается впечатление, что банковских воротил волнует только устойчивость банков и их прибыльность… Их не интересует судьба предприятий. Хочу понять: зачем нам нужна чужая мука, если есть своя, если наши люди хотят работать?
Мы посмотрели внутрь фирменных пакетов «Мельпрома» и тоже задались этим вопросом. Даже невооруженным взглядом видно, что эта мука разительно отличается от обычной – никакой комковатости и желтого оттенка. Она кружевная, белее снега.
Очевидно одно – «Мельпром» остро нуждается в поддержке на всех уровнях. Они не ждут финансовых вливаний: говорят, что хотя бы в «ноль» способны выйти сами. Они хотят, чтобы о них услышали, узнали, оказали содействие в отладке связей с потребителями. Ведь не напрасно капитан этого корабля, прошедший огромную школу на самом высшем уровне, обрел свою команду мечты именно на Смоленской земле. Теперь бы рынок сбыта наладить – и мука «Новодугино-Мельпром» займет свое законное место на кухнях всех хозяек нашего региона. И мы будем первыми, кто испечет из нее шарлотку.
Из воспоминаний Станислава Анисимова
«Так получилось, что 20 ноября (1991 года президент РСФСР) Борис Николаевич (Ельцин) поставил на рассмотрение правительства вопрос о положении с продовольствием. Он там меня растирал по стенке, хотя я только 10-го приступил к обязанностям. И потом он сказал так: «Сами поедем смотреть по городам». Полетели в Нижний Новгород, в Брянск, в Бурятию. Еще мы к Собчаку летали, в Питер.
Это был какой-то кошмар. Нигде продовольствия нет, ничего не продают и неоткуда взять. У меня ни одного контракта нет, чтобы хоть что-нибудь поставить в регионы. Меня Ельцин там просто разжевывал. Вот мы приезжаем, ворота открываются, и тысячи человек стоят во дворе и ждут Ельцина. Он идет, толпа сомкнулась, а я отстал. На него как начали наседать! Он зовет Анисимова, а Анисимова нет! Как он потом начал мне вламывать: «Где должен находиться министр, если президент идет к людям? Тем более если такие вопросы?». Единственное, что тогда спасало, это то, что Госснаб СССР до этого занимался кроме снабжения еще и государственными резервами».
Справка  «Про РЕГИОН»
Анисимов Станислав Васильевич — председатель совета директоров ОАО «Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт», ОАО «Контрактфинанс» и председатель Совета МКБ «Евразия-центр». Вице-президент и действительный член Международной академии менеджмента, вице-президент Вольного экономического общества. Заслуженный экономист РФ. Награжден орденом «Знак Почета», юбилейными медалями «За доблестный труд»
и «В память 850-летия Москвы».
Инна ПЕТРОВА
Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также