Подписка без уведомления

Юрист рассказывает, как бороться с навязанными платными услугами.

Внезапно обнаружить, что за вашим аккаунтом числится одна или несколько платных подписок, которые регулярно опустошают ваш счёт на ту или иную сумму — достаточно неприятный сюрприз. Тем более если ни одну из этих услуг вы сознательно не подключали, а оператор связи или интернет-провайдер в ответ на ваши требования вовсе не торопится быстро решить проблему.

С подобной ситуацией может столкнуться каждый, ведь порой для того, чтобы стать обладателем совершенно ненужной услуги, достаточно лишь на пару миллиметров промахнуться по нужному участку экрана на смартфоне. Что делать в таком случае и как бороться с нежелательными подписками — рассказывает руководитель НП «Ассоциация независимых юристов Смоленска» Олег Рабушенко.

«В статье 421 Гражданского кодекса РФ чётко прописано, что стороны свободны в заключении договора. А это значит, что заключающие договор стороны имеют право согласовать любые условия, кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.

Изменить договор (в частности, скорректировать состав оказываемых по нему услуг), конечно, можно. Сделать это возможно одним из способов: заключить дополнительное соглашение либо абонент должен совершить так называемые конклюдентные действия — те действия, которые явно свидетельствуют о желании абонента изменить договор и при этом не связаны с подписанием дополнительных документов. К примеру, это может быть направление оператору нужного sms-кода.

Порядок осуществления таких действий также определяется договором (п. 47 Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи»). До получения согласия абонента на оказание дополнительных услуг связи оператор должен предоставить ему исчерпывающие сведения о них, а также информацию о тарифах и счёте, с которого будут списываться деньги, и о порядке отказа от предоставляемой услуги (об этом говорится в части 5 статьи 44 Закона «О связи»).

Иными словами, подключение любых подписок должно производиться с явного согласия абонента, которое выражается в ответе на оферту (то есть в предложении заключить договор на определённых условиях). Оферта должна содержать информацию об услуге и её стоимости.

Руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей, смолянин может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Правда, при условии, что он полностью оплатит исполнителю фактически понесённые им расходы. Таким образом, исполнитель обязан вернуть деньги за неиспользованный период действия подписки.

Если же подписка навязана потребителю без его согласия, то это — прямое нарушение Закона «О защите прав потребителей». Данный документ гласит, что продавец (а оператор сотовой связи является именно продавцом услуги) не имеет права без согласия потребителя навязывать ему дополнительные платные услуги. Навязывание дополнительных платных услуг в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителя.

Для того, чтобы вернуть денежные средства, нужно направить поставщику услуг соответствующую претензию. В том случае, если вопрос не удаётся решить в досудебном порядке, то доказать неправомерность действий оператора или поставщика услуг можно через суд. В этом случае суды присуждают абонентам суммы, списанные с их счетов.

Операторов могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, предусмотренных лицензией, после жалобы абонента в управление Роскомнадзора по месту заключения договора или оказания услуг связи.

Фото: pxfuel.com

Ранее, газета «ПРО РЕГИОН» писала о том, что жителям Смоленской области мошенники рассылают фальшивые извещения о счетчиках.

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также