Детство под огнём пулемёта

Трагическая история уничтоженного фашистами санитарного поезда в Руднянском районе

Годы Великой Отечественной войны не просто стали суровым испытанием для всех жителей Смоленской области. Смолянам, оказавшимся на пути немецко-фашистских захватчиков, вынужденным жить на оккупированных ими территориях довелось стать свидетелями поистине страшных и бесчеловечных деяний, воспоминания о которых и по сей день заставят содрогнуться любого.

Именно такой немыслимый в своей бесчеловечной жестокости эпизод есть и в военной летописи Руднянского района. Историю уничтоженного фашистами санитарного поезда, наполненного детьми, читателям газеты «ПРО РЕГИОН» рассказывают сотрудники Руднянского исторического музея.

Опалённые войной

Летом 2014 года на железнодорожном вокзале города Рудня была открыта мемориальная доска в память о том, как другим летним днём — 1941 года — на этом самом месте были жестоко убиты десятки пассажиров прибывшего на станцию санитарного поезда. Вместе с эвакуируемыми мирными жителями и ранеными бойцами в вагонах находились дети, прежде всего — более сотни воспитанников детского дома из пригорода Витебска.

Ошибиться было невозможно: на крышах вагонов издалека были видны огромные красные кресты, опознавательный знак для санитарных поездов. Однако фашистскую авиацию это не остановило: на поезд были сброшены бомбы, а тех, кому удалось спастись, лётчики «поливали» огнём из своих пулемётов.

«Начали бомбить, начали поливать из пушек, пулемётов. Словом, кромешный ад. Разрывы, пожар, стоны, крики, кровь…, вот это до сих пор снится, течёт ручьями между шпал… Я не знаю, как я уцелела. Помню только, повезли меня на чём-то в руднянскую больницу, а я всё глупенькая смотрела на платьице, забрызганное кровью, и жалела, что теперь у меня не будет такого платьица…», — вспоминает тот страшный день одна из выживших Ольга Савина (Жилинская) в интервью одной из газет.

На тот момент Ольге было всего 6 лет. Раненой девочке оказали помощь в руднянской больнице, а после вместе с другими детьми отправили в Любавичскую больницу, где малышка обрела семью. Девочку забрала в свой дом Матрёна Семченкова из деревни Новая Стрелка, где уже воспитывались четверо детей, но для одинокой девочки нашлось и тёплое место, и кусок хлеба, и, самое главное, любовь и забота. Именно Матрёну Степановну Ольга всю свою жизнь называла мамой.

Жизни, оборванные пулями

После обстрела все присутствовавшие на станции бросились искать выживших, чтобы оказать им помощь. Володе Тростникову повезло: сначала лежащего без сознания израненного мальчика приняли за погибшего, но совершенно случайно одна из медсестёр обнаружила, что он жив. Володю доставили в больницу, где из его тела извлекли почти четыре десятка осколков.

Раненых было так много, что палат не хватало и приходилось ставить койки в коридор и даже выносить на улицу. Пережившие настоящий кошмар дети кричали и плакали. А ведь многие маленькие пассажиры поезда в панике разбежались по окрестным лесам. К счастью, там перепуганных детей встретили военные, которые переправили их в столицу и другие города. Покинул вскоре смоленскую землю и Володя Тростников: детей сначала увезли в Смоленск, а после — на восток.

До сих пор даже историки затрудняются дать точный ответ, сколько человек погибло в тот день в Рудне. Ясно лишь одно: среди них было очень много детей. На гражданском кладбище в городе есть братская могила, в которой были захоронены эти погибшие советские дети. Десятки невинных, слишком рано прерванных жизней, каждая из которых навеки останется на совести бесчеловечного врага.

*Материал подготовлен при содействии специалистов Руднянского исторического музея

Фото: Руднянского исторического музея

Напомним, ранее газета «ПРО РЕГИОН» писала об истории одного экспоната Починковского историко-краеведческого музея.

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также