Два горящих сердца

Истории вяземских подпольщиц, ставших примером стойкости и мужества

В первый же год после начала Великой Отечественной войны Смоленская область была оккупирована фашистами. Но жители захваченных врагом территорий мириться с тем, что родную смоленскую землю топчут сапоги неприятеля, вовсе не желали, и буквально с первых дней начали упорную, безжалостную, пусть и скрытую от посторонних глаз борьбу с гитлеровцами.

К сожалению, далеко не все истории этих тайных героев завершились благополучно. Печальным примером стали судьбы двух мужественных жительниц Вяземского района — Анны Гуренковой и Александры Барановой, которые вместе вели дневник фашистских злодеяний и погибли от рук немцев. Их истории рассказывает Мария Фай, научный сотрудник Вяземского историко-краеведческого музея.

Дневник боли и слёз

Анна Васильевна Гуренкова появилась на свет в Вязьме в семье железнодорожника. Летом 1941 года девушка закончила школу, но строить планы на будущее ей не довелось: на её родную землю пришла война. Как только район был оккупирован немцами, отец Анны, машинист, начал вести подпольную работу. А вскоре к нему присоединилась и дочь.

Вместе Гуренковы совершили множество диверсий на железной дороге, а также помогали сбежавшим от фашистов пленным. Беда пришла в дом Гуренковых осенью: немцы нагрянули с обыском, но вместо ожидаемого оружия нашли дневник девушки, в который она тщательно записывала все подробности фашистских злодеяний, а также имена предателей. Тем же вечером Анну арестовали, но даже после многочисленных допросов девушка ничего не рассказала врагу: ни о подпольщиках, ни о том, с кем вместе вела тот самый дневник.

Отважная Анна Гуренкова не сдавалась до самого конца. 13 декабря всех заключённых повели на расстрел, и девушка решила бежать. Дождалась, пока немцы отвлекутся — и бросилась через поле к деревне. Ей вслед открыли огонь, и беглянка получила ранение в плечо. В надежде на помощь девушка обратилась к двум женщинам, которые направлялись в сторону деревни. После уговоров они согласились помочь … и сдали полицаям. 15 декабря 1942 года Анна Гуренкова была расстреляна.

С песней в сердце

Соавтором того самого дневника, сыгравшего роковую роль в судьбе Анны Гуренковой, была Александра Баранова, которую все близкие называли Шурой. По одной из версий, девушки познакомились в немецкой столовой. И практически сразу стало ясно, что они просто не могут спокойно смотреть на ужасы, которые ежедневно происходили на их глазах в оккупированном городе. Одним из способов их борьбы и был этот дневник.

Александра Петровна Баранова родилась в 1920 году в деревне Лобаново Вяземского района. Закончила школу в 1939 году, после чего решила получить профессию горного инженера, но была вынуждена бросить учёбу и вернуться к родителям в Вязьму. С 1940 года работает учителем в Двоёвской школе.

К образованию на оккупированных территориях фашисты относились очень внимательно, ведь это открывало заманчивые перспективы по психологической обработке граждан. По этой причине начальное образование тут становится обязательным, правда, учебные программы были разработаны нацистами, а в кабинетах на учеников взирал с портретов фюрер. Многие учителя не желали работать в подобных условиях, среди них была и Александра Петровна. Именно так девушка и оказалась в той столовой, где познакомилась с Анной.

После ареста подруги Шура очень поздно вернулась домой, и её родным сразу стало понятно — случилось что-то плохое. Но Анна Гуренкова не выдала Александру, и, казалось бы, опасность миновала. Быть может, так бы и произошло, но пылкое сердце не позволило девушке оставить борьбу. Она просто приняла новую форму, на этот раз — музыкальную.

Александра часами переписывала советские песни, а после раздавала их подругам, оставляла на скамейках и так далее. Наполненные надеждой строчки воодушевляли жителей, укрепляли в их сердцах веру в скорое освобождение. Не удивительно, что фашистам такое было не по вкусу, и они взялись за поиски неизвестного автора листовок.

В феврале 1943 года в дом Барановых ворвались полицейские. В личных вещах Шуры они нашли коробочку, оклеенную розовым шёлком. В ней находились вырезки из советских газет, слова песни о танкистах … и та же песня, но уже переписанная девичьим почерком. Для вынесения смертного приговора этого оказалось достаточно.

На расстрел девушку повели к Фроловскому кладбищу. По дороге её увидели бывшие ученики, и со слезами на глазах побежали следом по обочинам дороги. Желая приободрить ребят, Александра улыбнулась и запела ту самую песню, за которую её вели на смерть:

Броня крепка и танки наши быстры,

И наши люди мужества полны…

Спешите к нам, советские танкисты,

Своей любимой Родины сыны.

Её били прикладами, но она продолжала петь. Александра Баранова погибла 17 февраля 1943 года. А меньше чем через месяц в Вязьму въехали те самые танкисты, которых так страстно ждала отважная девушка.

*Материал подготовлен при содействии Вяземского историко-краеведческого музея

Фото: Вяземского историко-краеведческого музея

Ранее газета «ПРО РЕГИОН» писала о подвиге Николая Новицкого, который был готов пожертвовать всем для спасения Родины.

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также