«Мы с Алиной «совпали» с первой же встречи»

Татьяне 45 лет, она мама взрослого сына и уже год как волонтер-наставник в благотворительном фонде «Дети наши». О своем решении стать близким другом для девочки из детского дома и о том, что из этого получилось, она рассказывает с улыбкой.

«На одной волне»

Мы с Алиной познакомились в декабре, получается, нашей дружбе пока нет и года. Но про нас все говорят, что мы — самая гармоничная пара.

На самом деле, я и сама не устаю поражаться, насколько тщательно психологи проекта подбирают наставников для ребят. Мы с Алиной «совпали» с первой же встречи. Помню, я тогда переживала, ведь все люди разные, как мы понравимся друг другу, будет ли о чем поговорить или придется придумывать темы и развлечения… Зная об особенностях воспитанников детских домов, я волновалась, что она может застесняться, замкнуться. Но вот мы встретились, и уже защебетали о чем-то, темы находились сами собой. Алина улыбчивая, коммуникабельная, у нас много общего, и мы как-то сразу поняли, что мы «на одной волне».

Это действительно невероятно: например, у нее на стене Вконтакте выложены стихи, на которые я записывала песню. И таких совпадений у нас очень много!

Мне нравятся наши отношения: я старше, но точно не воспринимаюсь, как родитель. Я — подруга. Со мной можно посоветоваться и рассказать что-то сокровенное. Я поняла это, когда стала замечать, что Алина действительно спрашивает мое мнение, оно для нее важно.

«Я хочу посоветоваться» – это волшебные слова, означающие: я тебе доверяю, я понимаю, что я не одна. И это действительного многого стоит. Ребята в детских домах взрослым не доверяют, никому не доверяют, чувствуют обиду, часто вполне заслуженную, по отношению к родителям, к тем, самым близким и дорогим, кто должен был быть рядом. У Алины, конечно же, тоже есть своя история. Но это только ее история, и я рада, что она посвятила меня хотя бы немного. Это многое для меня значит.

Мне кажется, что залог нашей так быстро завязавшейся дружбы — то, что мы обе тянулись друг к другу. Ей нужен был близкий человек, тот, на кого можно положиться, кому можно довериться, надежный, «свой». В моем случае все просто: сын повзрослел, уехал в другой город… Сепарация во всей красе. А я понимала, что не просто все еще могу, хочу отдавать, делиться, своим опытом, своим теплом. Идея стать наставником для ребенка из детского дома показалась мне максимально верной.

Она — особенная

Чем мы только ни занимались, и поделки разные мастерили: елочные игрушки, валентинки, ходили на экскурсии и в кино, пекли кексы и варили суп, подбирали одежду к институту. Я люблю путешествовать, сейчас в основном по России, конечно, и мы объехали много заброшенных усадеб.

Я стараюсь как можно больше показать и рассказать, чтобы и расширить кругозор, и показать, как все устроено за стенами интерната. Не стесняясь, рассказывала, сколько зарабатываю я, сколько можно заработать и чего добиться на разных специальностях, в разных областях. Объяснила, зачем покупать еще одну квартиру, когда одна уже есть…

Однажды оставила ее в своей квартире, вручив соль и пену для ванны, сказала: наслаждайся. Ведь, чтобы понять, нравится тебе такой вид релаксации или нет, нужно хотя бы попробовать. Кажется, глупость или мелочь. Но многие ли задумываются, что в детском доме у ребенка нет возможности узнать о себе даже такую «глупость и мелочь»? Я стараюсь показать ей, что уровень жизни бывает разный, и что она способна добиться того, чего хочет.

Алина все впитывает, она — большая молодец. На самом деле, она — особенная. У ребят, которые жили в детском доме, особенно продолжительное время, есть ряд особенностей, которые не могут не повлиять на их жизнь. И у Алины, конечно же есть.

Но у нее стальной стержень, она умеет ставить цели и идет к ним. И именно этим она отличается от многих сверстников из детского дома. Я знаю, что для того, чтобы поехать в Сочи на соревнования по шахматам, она за месяц научилась играть. Или, например, ее желание поступить в институт — очень немногие ребята из детских домов получают высшее образование. Подавляющее большинство стремятся покинут детский дом, уходят в колледж уже после девятого класса. В институт поступить сложнее, это страшно, потому что можно ведь и провалиться. И что тогда делать? Где жить, куда идти?

Алина не испугалась, она шла к своей цели и достигла ее. И я считаю важным напоминать ей о том, что она молодец. Она часто недооценивает себя: Саратов — разве это такое уж достижение? Да! Конечно, достижение! Хороший ВУЗ, выбранная заранее специальность — что это, если не достижение? Для любого человека, тем более выпускника детского дома.

Платье и ручки

Выпускной — особенный день для любого ребенка! И Алина хотела праздника, хотела почувствовать себя принцессой. Деньги у нее были. Она посоветовалась со мной, и мы решили, что ради праздника и важных воспоминаний можно и потратиться.

Платье выбирали в свадебном салоне. У Алины было свое представление, каким оно должно быть. Но выбрали совсем другое. Просто в тот момент, когда она раздвинула шторы примерочной и увидела себя в зеркале, сразу стало понятно — оно!

В день ее выпускного я, к сожалению, была в отъезде, но Алина рассказывала, что все прошло отлично. Было много фотографий, они с одноклассниками подготовили танец. Только мальчиков не хватило, поэтому пришлось брать ребят из младших классов.

А еще была забавная история: Алина сильно переживала перед экзаменами. И попросила меня привезти ей 20 ручек. Я думала, на весь класс, а оказалось — ей одной, чтобы точно было чем писать. Мы поговорили и решили, что хватит десяти.

Сейчас, конечно, над этой историей можно только посмеяться. Но на самом деле она показывает, как сильно ребята переживают перед ЕГЭ. И хорошо, что Алине было с кем поделиться своей тревожностью, не пришлось держать все в себе.

Обратная связь

Но я тоже многое получаю от нашего общения. Например, избавляюсь от тревожности. Сейчас Алина поступила в институт и уехала в Саратов. Наверно, это иронично: сначала уехал сын, теперь подопечная.

И, конечно, я переживаю за нее!

Она недавно заблудилась, телефон сел. Она зашла в два магазина и попросила продавцов помочь, вызвать такси, заплатить была готова. А они отказали!

Сердце кровью обливается от того, что она там одна, что ей не помогли. В результате все закончилось хорошо, конечно, она со всем справилась. Но разве могу я не волноваться?

А она смеется, говорит, что тоже будет меня контролировать, что я, например, наверняка не пообедала опять, за мной тоже глаз да глаз нужен.

Я уверена, что наше общение продолжится. Алина собирается приехать навестить меня на Новый год, мы постоянно созваниваемся и списываемся. Я не сомневаюсь, что на новом месте у нее появятся новые друзья. Но хороших близких людей много не бывает. И я рада, что мы есть друг у друга.

Что нужно, чтобы стать наставником?

На самом деле, все наставники настолько не похожи друг на друга, что вычленить какие-то общие качества, кажется, невозможно! Наставников подбирают под детей, это целый процесс, ведь нужно, чтобы это общение было ребенку полезно, чтобы восполнить именно его дефициты, чтобы удовлетворить именно его потребности. А все дети — совершенно разные, у каждого свой характер, свой запрос.

Но, наверное, я бы выделила вот что: должно быть не только желание помогать, но и возможность: ресурсы, силы, время. Важно понимание, что все люди — разные, не ожидать чего-то определенного, ведь, когда вы с кем-то знакомитесь, например, на новом месте работы, вы не придумываете ему характер, вы постепенно узнаете друг друга и принимаете.

Наставник должен уметь дружить. Ведь именно этому в первую очередь он научит своего подопечного. Это тот человек, который держит ребенка за руку при выходе из интернета во взрослую, самостоятельную жизнь.

А еще важно: у ребят в детских домах у всех свои сложности, дефициты и травмы. Нужно быть готовым отдавать и не ждать особого тепла взамен. Но в то же время нужно понимать, что то, что ты готов отдать, — действительно нужно ребенку или подростку, оставшемуся без родителей, без семьи и поддержки.

И в этом плане я очень благодарна фонду «Дети наши», потому что у меня есть возможность помогать, действительно быть полезной. Не нужно ничего искать, придумывать, заново изобретать велосипед. А можно просто идти и делать.

Чтобы стать волонтером-наставником фонда «Дети наши», подайте заявку на сайте.

Фото фонда «Дети наши»

 

 

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также