15 июля в Вязовеньковском (Пасовском) лесу состоялась церемония памяти жертв Холокоста и Великой Отечественной войны

гетто

15 июля в Вязовеньковском (Пасовском) лесу близ деревни Магалинщина состоялась церемония памяти жертв Холокоста и Великой Отечественной войны, посвященная 80-летию памяти гибели Смоленского гетто. Церемонию подготовили Региональная еврейская национально-культурная автономия Смоленской области, Смоленское региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Научно-просветительный Центр «Холокост», Смоленский еврейский общинный центр.

Вечером 15 июля 1941 года фашистские войска ворвались в южную часть города. От этого дня ими ведется история установления «нового порядка» на смоленской земле.
Уже 5 августа, вскоре после прекращения последних боев за Смоленск, для сбора и концентрации еврейского населения было организовано гетто. Выбор места для гетто – на северо востоке города, в заднепровских Садках обусловлен близостью старого еврейского кладбища. Насильственно освободив в Садках около 80 нееврейских частных домов и вскоре после этого оплетя периметр колючей проволокой, сюда поселили как местных евреев, так и пришлых — в основном беженцев из Белоруссии и Польши. Жили по 6–7 семей в одном доме, все носили желтые лоскуты, а позднее повязки на рукаве. Главным, хоть и ненадежным «защитником» евреев оставался их труд — непосильный и принудительный: разбор завалов в городе, мытье вагонов, очистка железнодорожных путей от снега, откачка выгребных ям…

У евреев отнимали все: сначала свободу жительства и передвижения, потом — равноправие, затем — право собственности и в конце — жизнь.Первые убийства евреев в Смоленске начались еще в августе 1941 года. Убивать их было кому: в городе c 5 августа квартировали штабы двух айнзатцкомманд «B» и группа армии Центр «Moskau», скучавшей в ожидании своего часа.

В идеологии нацистов на оккупированных землях в приоритете было полное уничтожение еврейского населения. Смоленское гетто продержалось чуть меньше года, но вместе с тем – это самый длинный срок существования гетто на территории РСФСР. Ликвидация состоялась в ночь с 14 на 15 июля 1942 года — в точности к годовщине оккупации Смоленска. Немецкое командование решило сделать себе такой «подарок». Вечером в городском театре прошел юбилейный вечер — с концертом и банкетом, со шнапсом и артистками…

Полевая жандармерия (немцы) и смоленские коллаборанты, возглавляемые Алферчиком, ликвидировали тогда более 2 тысяч евреев, из которых лишь половина, согласно городской картотеке, были местными. Остальные были беженцами из других оккупированных мест.

На казнь возили всю ночь в нескольких «газвагенах» («душегубках») по 8 рейсов 10–15 км по Московскому шоссе, а затем еще 3 км по грунтовке — в район деревни Магалинщина, где на опушке Вязовеньковского леса заранее была приготовлена глубокая и длинная траншея. В нее‑то и сбрасывали трупы из газвагенов, в нее же падали и тела тех, кого ставили у края и расстреливали, как и тельца малышей, бросаемых в ров живыми.

21 июня 2018 года в Вязовеньках, на месте гибели смоленских евреев, в рамках проекта «Вернуть достоинство», который осуществляется евреями и христианами России были открыты памятные плиты с выявленными именами 1413 замученных и погибших евреев.

мемориал гетто

«Новый порядок», о котором так мечтали нацисты, провалился, уступив место новой жизни, в которой память о немыслимом зле, совершаемом руками людей должна сохраняться как предупреждение следующим поколениям.

смоленск вязовеньки
Поминальную молитву «Кадиш» и короткий рассказ из недельной главы Торы произнес раввин Йонатан Шаргородский.

Виталий Сергеевич Бабурченков в своем выступлении отметил важность сохранения памяти о жертвах Холокоста. Леонид Абрамович Терушкин поделился тем, что НПЦ «Холокост» в этом году исполнилось 30 лет и вот уже 11 лет центр является участником мемориальных проектов в Смоленской области. Сергей Павлович Ребров рассказал о непосредственном участии протестантских церквей России в строительстве мемориалов на местах расстрелов еврейского населения оккупированной России. Александр Александрович Мороз вспомнил о своих родных, которые могли бы лежать в этой могильной яме – поезд, на котором они ехали в эвакуацию разбомбили под Смоленском. Родственники, живущие здесь, предлагали им остаться, но те приняли решение ехать дальше. Родственников расстреляли в ночь с 14 на 15 июля 1942 года вместе с гетто, и Александр родился благодаря тому решению, которое спасло его еврейскую семью.Вячеслав Александрович Кожанов рассказал о проекте «Вернуть достоинство» с участием христиан на Смоленщине и помолился о мире на нашей земле. Гирша Ааронович Райскин, вспомнил участие евреев в Великой Отечественной войне, отметил стремление нашей страны к миру.

Все участники церемонии в почтении возложили цветы и камни (по еврейскому обычаю) около высокого белого обелиска, возле плит с именами Аврамов, Сар, Иаковов, Израилев… В этот печальный день памяти жертв Смоленского гетто каждый присутствующий здесь задумывался не только о судьбе еврейского народа, но и о будущем своих потомков, об эстафете памяти, которую мы обязаны передать своим детям, а те – своим.

https://lechaim.ru/academy/boris-menshagin-i-smolenskoe-getto/

https://zalizyaka.livejournal.com/8328.html

Фото Светланы Сафроновой

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также