«Красиво играете, господа!» Именно с этой фразой в большой зал филармонии вошли солисты. Вместе с оркестром они будут репетировать программу к вечеру «Неаполитанские песни».
Как же любопытно оказаться здесь не во время концерта! Посмотреть на процесс подготовки и узнать больше о тех, кто радует слушателей со сцены. И у вас вместе с изданием ПРО РЕГИОН есть такая возможность: читайте наше интервью с новым дирижером — маэстро Мадатом Худайбергановым.
В августе 2021 года в Смоленск приехал скромный мужчина. Он первым делом направился в филармонию, чтобы оставить свой чемодан с вещами и после выбрать квартиру, в которой поселится.
Город сразу же понравился гостю.
— Я почувствовал, что это историческое место. Конечно, я давно знал, что Смоленск — город-щит. Но даже если бы и не читал никогда об этом, тут достаточно посмотреть по сторонам, и сразу можно понять, что здесь происходили значимые для страны события.
Мадат Комилович — новый художественный руководитель-главный дирижер Камерного оркестра. Он приехал из Узбекистана в Российскую Федерацию в 2015 году. Уже тогда был лауреатом международных конкурсов и именитым музыкантом: солистом, концертмейстером, дирижером.
Свою карьеру он продолжил в Твери, где работал концертмейстером и вторым дирижером губернаторского камерного оркестра «Российская Камерата» Тверской академической областной филармонии. А с 2015 по 2019 год дирижировал оркестром Тверского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского.
Но как же и почему он оказался в Смоленске? Мы спросили у самого Мадата Комиловича.
— Мне нравилась моя работа в Твери, но по семейным обстоятельствам надо было переехать в Санкт-Петербург. Сын хотел учиться на физико-математическом факультете в северной столице. И родственники у нас там есть.
— А сын не интересуется музыкой? Точные науки ему ближе?
— Он выбрал больше эту сферу, но немножко играет на фортепиано. Музыка в любом случае важна для развития. Однако в качестве профессии ему нравится больше техника, ею увлечен. Это и мое хобби, кстати. Еще у меня есть четырехлетняя дочь, она пока, конечно, не определилась с профессией.
В Санкт-Петербурге Мадат Комилович играл в симфоническом оркестре под руководством Сергея Стадлера. И однажды он, как оркестрант, вместе со всем коллективом приехал для выступления в зал Московской консерватории. Туда же пригласили из Смоленска дирижера Игоря Александровича Каждана.
Игорь Александрович приехал вместе с альтисткой Ириной, с которой Мадат Комилович был знаком ранее.
— Ой, это что, Мадат? — спросила она у Игоря Александровича, когда сидела в зале.- А я не знаю. Какой Мадат?
— Да вот, сидит в оркестре! Он — дирижер, скрипач. И почему он здесь работает?
С ней Мадат Комилович не виделся около 20 лет. Они общались, еще когда музыкант жил в Ташкенте.
Игорь Александрович переспросил:
— Дирижер? А нам сейчас как раз надо дирижер для Камерного оркестра. Тем более, если скрипач.
И после этого Инна подошла к Мадату со словами:
— Не хочешь ли дирижером поработать в Смоленске?
— Смоленск — это далеко, — ответил он.
И тогда она начала хвалить город, рассказывать, как жила в нем долгое время и трудилась в филармонии. Описывала Крепость, Днепр, похвалила оркестр..
Вернувшись домой, Мадат поговорил с женой, объяснив, что оркестрантом чувствует себя не совсем уютно, так как больше нравится быть дирижером. И супруга поддержала желание Мадата Комиловича поехать в наш провинциальный город.
— Раз так получилось — может, судьба, — предположила она.
— Пока поеду на год, а дальше посмотрим.
Так налегке Мадат Комилович прибыл в Смоленск — один вместе с чемоданом и скрипкой.
— Конечно, я скучаю по семье. Но, к счастью, ходят поезда, ездят автобусы. Мы стараемся видеться при первых же возможностях. А здесь меня встретили очень тепло! Прямо по-семейному. Игорь Александович сразу, как увидел меня в филармонии в первый день приезда, предложил помощь в перевозке вещей и обустройстве. Во многом мне также помогли Янина Евгеньевна, директор, и Елена Викторовна Мишуткина, замдиректора. Такое отношение, как будто мы все друг друга давно знаем.
Оркестр тоже принял Мадата Комиловича дружелюбно. Как он говорит, ему повезло.
— Мне и в Твери повезло с оркестром, и здесь. Как Игорь Александрович говорил, да и Инна описывала, оркестр очень хороший.
— Вас удивил чем-то Смоленск?
— Да, я все-таки представлял совсем маленький город с парой улиц, площадью Ленина и филармонией где-то в центре, — смеется. — Но когда гулял здесь, даже мурашки по коже пошли. Знаете, когда я в Тверь приехал и вышел из поезда, город мне показался родным. А здесь я почувствовал историческое дыхание, мощь. Особенное место. Я много ездил по городам, могу сравнить. Мне кажется, здесь даже люди внешне отличаются от населения других российских городов. Я очень люблю по Смоленску гулять.
— Что-то вас впечатлило больше всего?
— Да, величественный Собор. Я фотографию жене отправил, она тоже была покорена его видом.
— Хочу спросить про вашу професииональную деятельность. Вы — строгий дирижер?
— То, какой дирижер, зависит ведь и от оркестра. Иногда он вынуждает стать дирижера строгим. Но здесь этого не нужно. Я в целом не строгий человек, но для меня важно, чтобы были соблюдены правила, присутствовала дисциплина. К счастью, в смоленском оркестре с этим вообще нет вопросов. Музыканты всегда приходят вовремя, репетируют. А на ответственного музыканта вообще нельзя голос повышать. Это только помешает творческому процессу.
То, как Мадат Комилович общается с музыкантами, я и сама видела. Во время репетиции он повернулся к поющей солистке со словами: «Немного высоковато, да?» И тут же продолжил: «Или оставим? Понимаете, это така теплая, солнечная тональность». Она, конечно, согласилась оставить.
— В принципе вы за экспромт-импровизацию или отточенную заранее продуманную работу?
— Импровизация бывает вынужденной, но все же я за подготовку. Хотя тут все смешано: партитуры я прорабатываю заранее, например, но какой будет репетиция — никогда не знаю. Это и есть импровизация: надо чувствовать настроение оркестрантов, чтобы преподнести правильно то, что ты задумал, чтобы они захотели это делать.
— А на самом концерте?
— На концерте всегда добавляется творчество. Важно настроить музыкантов, чтобы они передали этот настрой публике. А потом мы уже чувствуем эмоции из зала. И это вдохновляет исполнять произведение еще лучше. В этом как раз пдисциплина оркестра. То, что они готовы работать. Видите, сейчас перерыв — и он регламентирован по времени. В оркестре есть инспектор, который следит за этим. Она играет на контрабасе и всегда сообщает, что наступило время остановиться или наоборот снова вернуться к работе.
На этом перерыв был окончен и все снова вернулись на сцену. Что сказать? Приходите в филармонию и сами ознакомьтесь с творчество дирижера.
И не только Мадата Комиловича, но и других музыкантов. К слову, в новом сезоне слушателей ждет много сюрпризов и интересных находок. По секрету говорят, что Игорь Алексанрович Каждан хочет довольно смелый проект сделать: на одной сцене окажутся смоленские представители субкультур и музыканты Смоленского народного оркестра имени Дубровского. Еще и оперу небольшую задумано поставить на нашей сцене!

*Обращаем особое внимание, что многие мероприятия молодые люди могут посетить по «Пушкинской карте». Список смотрите на сайте областной филармонии.
Текст: Марина Рассолова
Фото: Александр Губарев