Смоленский авиационный: знакомый и малоизвестный

8 ноября исполняется 94 года одному из старейших и ведущих авиастроительных предприятий нашей страны. Может показаться, что про Смоленский авиационный завод уже давно все сказано и написано. Но это не совсем так. Сотрудники нашей редакции, соблюдая требования секретности и антиковидные меры предосторожности, посетили музей предприятия, где узнали немало нового и интересного, наверняка, неизвестного широкому кругу даже весьма продвинутых наших читателей…

Та самая дата

В 1924–1925 годах управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-­авиационного завода. В конце 1925 года под руководством А. Д. Муратова началось строительство. В течение двух лет были выстроены слесарно-­механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный цеха, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода стал М. В. Бавтуто.

Торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3 состоялось 8 ноября 1926 года. И в том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей.

Со временем смоленский завод перешел от единичного ремонта самолетов к серийному. Стали вводится в эксплуатацию новые цеха по ремонту самолетов Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1 и моторов М-5, М-11, М-17 и М-34.

1 июня 1928 года Ремонтно-­авиационный завод № 3 переименовали в Завод № 35.

Первый орденоносец завода М. А. Елисеев, награжденный орденом Трудового Красного Знамени за участие в спасении папанинцев

Все выше, и выше, и выше…

28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на Смоленский завод было переведено Бюро особых конструкций (БОК). Основным направлением его работ было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода был утвержден В. А. Чижевский.

Первой работой Бюро особых конструкций в Смоленске стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью ее использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем здесь здесь разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, на котором летчик П. М. Стефановский в 1936 году достиг рекордной высоты в 14100 метров. Затем были самолет схемы «летающее крыло» БОК-5, на котором впервые в СССР для самолетов подобного типа были выполнены фигуры высшего пилотажа; экспериментальный высотный самолет БОК-7; рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета; гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3…

Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжали прославленные летчики: В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.

Завод продолжал осваивать ремонт и выпуск новых видов самолетов и моторов.

Приказ о создании Авиационно-ремонтного завода от 8 ноября 1926 года

Первый орденоносец

Смоленский авиационный завод и его сотрудники за свою историю получили немало высоких заслуженных наград, многие из которых по соображениям секретности не оглашаются. Наверняка их немало впереди.

Тем бережнее здесь хранят историю первого заводского орденоносца.

Зимой 1937–1938 годов заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. За той будоражащей героической историей следил весь мир. В составе спасательной экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-­механик М. А. Елисеев. В связи с успехом проведенной спасательной операции в апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиа­строителей.

Та самая телеграмма

Перед 1941 годом на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся Великая Отечественная вой­на изменила все планы.

Предприятие, которое подверглось бомбежкам уже в первые дни вой­ны, в условиях стремительного наступления немцев пришлось срочно эвакуировать. Уже 7 июля 1941 года первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в городе Куйбышеве завода № 122. Смоляне составили 90 % квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные из Смоленска оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов.

В октябре 1941 года коллективы заводов № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы.

А 29 декабря того же года на предприятие пришла грозная телеграмма товарища Сталина, который требовал нарастить выпуск самолетов Ил-2, «нужных Красной армии, как воздух, как хлеб». Это именно их наши летчики называли «летающими танками» а враги с ужасом — «черной смертью». Сама телеграмма бережно хранится в музее. В совокупности с трудовым подъемом и патриотическим порывом она возымела действие. В это сложно поверить, но в годы вой­ны завод выпускал Ил-2 — 16 машин в день!

«Бойцы в рабочих телогрейках»

Название раздела подсмотрено в заводской газете от декабря 1943 года, хранящейся в музее СмАЗа. Да, более 500 работников завода ушли на фронт. Многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.

Но большая часть коллектива стояла у станков, выпуская жизненно важную для Красной армии продукцию. А когда 25 сентября 1943 года советские вой­ска освободили Смоленск, оказалось, что завод разрушен до основания. Из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного.

Благодаря инициативе директора предприятия М. А. Филатова, 3 февраля 1944 года вышло постановление ГКО, а 10 марта 1944 года издан Приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 завода по ремонту самолетов и моторов. И уже весной 1944 года в Смоленске под открытым небом наладили ремонт боевых самолетов. Восстановленные, они улетали прямиком на фронт.

Масштабу и разнообразию экспозиции позавидуют многие музеи

Возрождение и новые высоты

После вой­ны в 1946–1947 годах на Смоленском авиационном заводе был освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11. Военную технику стали переоборудовать в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.

Ремонт самолетов и моторов в послевоенные годы значительно сократился. А в 1949 г. прекратился полностью. Завод приступил к выпуску аэродромного оборудования: лестниц-­стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2.

Большими партиями стали производить стартовые тележки для запуска реактивных двигателей, специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1, установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки.

Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 и ВА-3/48, планеров-­мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.

Приказом МАП № 352 от 3 июня 1954 года заводу было дано новое серьезное задание, которое в дальнейшем определило его профиль. В 1954 году здесь были созданы новые цеха: плазово-­шаблонный, стапельный, агрегатно-­сборочный, заготовительно-­штамповочный. Через два года предприятие достигло довоенного уровня выпуска продукции.

В 1960 году на заводе было организовано специализированное электротехническое производство — по выпуску автоматических установок и наземных комплексов, систем электропитания и автоматического контроля, счетно-­решающих устройств. В дальнейшем из этого образовалось новое предприятие — завод «Измеритель».

В 1960-е годы Смоленский авиационный завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36. Завод освоил серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40.

В 1966–68 годах для северных районов СССР были выпущены аэросани-­амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт в Финляндию.

В 1967 году на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей).

За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году предприятие в сжатые сроки произвело подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 таких машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.

Также здесь стали изготавливать опытные партии крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50.

До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.

С 1980 года на заводе развернулось изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-­космического самолета «Буран», что стало особой страницей в истории Смоленского авиационного завода. «Буран» совершил свой единственный полет 15 ноября 1988 года на излете Советского Союза…

В 1984 году началась подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся 16 августа в 1988 году.

В Бюро особых конструкций рождались очень смелые идеи и передовые решения

День нынешний

Сейчас АО «Смоленский авиационный завод» продолжает свое успешное развитие. Здесь обладают огромным опытом, мощной современной материально-­технической базой и бесценными кадрами, способными решать задачи мирового уровня… Руководство и сотрудники СмАЗа встречают очередной день рождения предприятия с твердой верой в будущее, которое откроет новую славную страницу в грандиозной истории смоленских авиастроителей…

А это блок управления одной из первых ЭВМ

Михаил РАКИТИН

 

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также