Детство, украденное войной

Вижу купол Успенского храма в Смоленске,

Дом на Рачевке, вазу цветов на столе.

То – последние дни счастья вашего с мамой,

Громыхает война уж на нашей земле.

У детей, рожденных незадолго до войны, разные судьбы, но в июне 1941 года их всех объединила невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Им всем пришлось пережить страх и ужас небывалой по своему размаху и жестокости войны. В то время каждый ребенок совершил свой подвиг — несмотря на голод и страх дети продолжали учиться, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Это они — скромные герои и тихие участники войны, отчетливо чувствующие ее дыхание. Сегодня эти дети — одни из последних свидетелей тех трагических дней, это наши бабушки и дедушки, которые все помнят, и могут рассказать нам, чтобы мы знали правду и ценили мир, в котором мы живем. У каждого из них свои истории, которые и становятся памятью Победы

Мы приехали в самый северный город Смоленской области, в Сычевку, чтобы услышать детские воспоминания Светланы Петровны Румянцевой, которая маленькой девочкой пережила страшные годы войны. Разговор был непростым, ведь человеку сложно вспоминать то, что принесло много боли и страданий, но это живые факты, о которых может рассказать только тот, кто все видел своими глазами. С чердака своего дома Светлана Петровна достала тусклый, коричневый альбом, в котором хранятся фотографии ее молодости. На последней его странице, завернутый в старую газету, лежит довоенный снимок из детства, где она с мамой, где она счастлива и еще не знает о том, что совсем скоро все изменится.

Светлана Петровна Румянцева родилась в 1935 году в Сычевке. Отца она совсем не помнит, а вот о маме Лене у нее много теплых воспоминаний. В конце 30-х годов маленькая Света с мамой приехали в Смоленск. Там они жили на Рачевке, Света ходила в детский сад, а мама работала в Красном Кресте. О том, что наступила война, девочка услышала из тихого разговора между воспитательницами, которые были напуганы. А дома мама уже собирала вещи, чтобы отвезти дочку в Сычевку к бабушке и дедушке.

— Я помню тот день, когда мы уезжали с нашего дома на Рачевке: мы очень быстро собирались, какие-то вещи брали с собой, а кое-что закопали во дворе за домом, в том числе и швейную машинку. Напоследок мама поставила на стол букет полевых цветов, она планировала вернуться, — рассказывает Светлана Петровна.

Но вернуться Елене Георгиевне не удалось, так как в Смоленске были уже немцы, и в Сычевке тоже уже шли бои. Светлана Петровна вспоминает, что однажды ночью они проснулись от свиста пуль, которые пролетели прямо над ними и пробили стены. После девочка с мамой уехали в соседнюю деревню, где заболели тифом — маленькую Свету смогли вылечить, а вот маму нет, в январе 1942 года она умерла.

— Было очень страшно и больно осознавать, что мамы больше нет. Я помню, как ее положили на сани, а я села рядом, и нас повезли в Сычевку, где ее и похоронили. К себе меня взяла жить мамина сестра — тетя Шура, — вспоминает женщина.

Дедушка Светланы Петровны — Георгий Алексеевич работал на железной дороге — дежурным по переезду. Девочка часто ходила к нему на работу. Однажды, в один из таких дней, они услышали вой самолетов. Дедушка сказал маленькой Свете быстрее бежать домой и прятаться в окоп, который он вырыл прямо возле дома. Но она не успела спрятаться, свистящий звук несущихся к земле авиаснарядов застал ее в дороге, тогда девочка упала на землю, накрыла голову руками и с замиранием сердца ждала, когда самолеты улетят.

В марте 1943 года Сычевку освободили, жизнь стала тише. Но голод был страшным. Летом дети и женщины ходили в поле собирать щавель, лебеду и варили из них суп, а зимой ели картофельную шелуху.

— Однажды на дороге люди нашли убитого коня и стали делить его, нам тоже достался небольшой кусок конского мяса. Дома мы его разрезали на несколько частей и варили совсем по чуть-чуть, берегли. А еще помню, как иногда с тетей Шурой мы ходили ночью на хлебозавод, стояли в длинной очереди и нам давали буханку хлеба, — рассказывает Светлана Петровна.

В сентябре 1943 года девочка пошла в школу. Из старых вещей тетя Шура сшила ей сумку, а из газет сделала тетрадь, нашли карандаш — с таким набором она и отправилась в первый класс. А уже через год в 1944 году, ее дедушка ездил в Москву, откуда привез ей настоящий портфель — тот момент Светлана Петровна называет счастьем и говорит, что дедушка очень любил ее, всегда жалел, она вспоминает его длинную бороду и добрые глаза. В тот 44-й год он заболел и умер, прямо у нее на глазах.

Сейчас Светлана Петровна живет в доме, который стоит на том же месте, где стоял их дом в годы войны. Женщина пошла по стопам своего дедушки и всю жизнь проработала на станции железной дороги. Много лет прошло, но до сих пор она вспоминает тот букет полевых цветов, который ждет их с мамой в Смоленске, в их доме на Рачевке.

 

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также