Интересные факты из жизни знаменитого смоленского скульптора Сергея Конёнкова, воплощённые в его работах
Выдающийся российский скульптор с мировым именем, самобытный художник-монументалист, Сергей Конёнков работал с различными материалами, но особое место в его творчестве занимало дерево. Не удивительно, что и большая часть работ, представленных в недавно отремонтированных залах расположенного в центре Смоленска «именного» музея, выполнены именно из дерева. Всего же творческое наследие скульптора насчитывает свыше 700 работ.
Сергей Тимофеевич появился на свет 10 июля 1874 года в простой крестьянской семье в деревне Караковичи Ельнинского уезда. А это значит, что в 2024 году Смоленская область празднует 150 лет со дня рождения знаменитого скульптора. Юбилейную дату в минувшем 2023 году отметил и посвящённый его творчеству Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова. История музея официально началась 30 апреля 1973 года, при этом сам Конёнков не только передал для будущей экспозиции 41 свою работу, но и сопроводил их трогательной запиской: «Дорогим землякам дарю своё искусство».
Приглашаем и вас на прогулку по залам этого необычного музея, где каждый экспонат хранит память об удивительных фактах из биографии своего создателя.
Первое, что смолянам наверняка интересно будет узнать о прославленном земляке — сразу два созданных Сергеем Конёнковым памятника некогда украшали Красную площадь в Москве. Первый — мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и богатство народов», которая в 1918 году была открыта лично Владимиром Лениным на Сенатской башне Кремля. Размеры доски впечатляли: масштабное полотно достигало 7 метров в высоту и 5 в ширину, а также состояло из 49 цементных табличек. В 1948 году оно было демонтировано для реставрации, но на прежнее место так и не вернулось. В смоленском музее можно увидеть созданную в 1967 году копию этой работы, а оригинал хранится в фондах Русского музея.
Вторая работа — скульптурная композиция «Степан Разин с ватагой» — летом 1919 года «прописалась» на Лобном месте. И вновь на открытии памятника лично присутствовал Ленин, а в смоленском музее можно увидеть два деревянных эскиза — голову Разина и одного из бурлаков.
Практически у входа гостей музея встречают два автопортрета скульптора. Первый сделан из гипса и хорошо знаком многим смолянам: его точную копию можно увидеть на одноимённой улице. Второй, названный автором «Ваятель», выполнен из дерева и является поистине уникальным. Сергей Тимофеевич представлен здесь с киянкой и стамеской в руках, то есть с главными инструментами для работы по дереву. «Этот автопортрет Конёнков создал в возрасте 90 лет, — рассказывает заведующая Музеем скульптуры С.Т.Конёнкова Екатерина Сергеева. — А перед тем, как отправить в Смоленск, поцеловал и пожелал долгих лет жизни на новом месте».
Благодаря Конёнкову памятник Фёдору Коню в Смоленске мог появиться намного раньше монумента, который все желающие сегодня могут увидеть у Громовой башни. Идея родилась ещё в 1969 году, а фигура создателя Смоленской крепостной стены планировалась внушительных размеров — 12 метров в высоту. Эскиз так и не воплощённого в жизнь проекта также хранится в смоленском музее.
Среди работ Сергея Конёнкова можно увидеть портреты многих известных личностей. Среди них — Фёдор Достоевский, Максим Горький, Владимир Маяковский, а также лауреат Нобелевской премии Иван Павлов. Над портретом учёного Конёнков работал в Америке. Скульптор с супругой приехали в Нью-Йорк в 1923 году в составе делегации, которая должна была познакомить американцев с советским искусством (планировалось, что поездка продлится несколько месяцев, но в итоге смолянин прожил в США больше 20 лет). Иван Павлов оказался в «Большом яблоке» в 1929 году, чтобы принять участие в конгрессе физиологов. С Конёнковым его познакомила супруга скульптора, Маргарита Ивановна, и мужчины произвели друг на друга большое впечатление. Так, Павлов запомнился Конёнковым своей пунктуальностью и скромностью (когда учёного пригласили в ресторан, он заказал лишь борщ, сырники и чай, а на предложение ни в чём себе не отказывать ответить, что этих блюд ему более чем достаточно).
Впрочем, в американской мастерской скульптора побывали и другие не менее известные люди. Например, ещё один всемирно известный учёный — физик Альберт Эйнштейн. По одной из версий, его портрет Конёнкову заказало руководство Принстонского университета. Как бы то ни было, семьи учёного и скульптора очень сдружились, и только годы спустя стало известно, что Маргарита Конёнкова была тесно связана с советской разведкой, считалась одним из самых эффективных агентов влияния и, среди прочего, передавала на Родину информацию о «Манхэттенском проекте».
Впрочем, не знаменитостями едиными. Сергей Конёнков был автором и уникальной коллекции деревянной мебели. К ней, например, относится хранящееся в музее кресло «Паутинка», выполненное из дерева, которое некогда росло в Центральном парке Нью-Йорка. Примечательно, что в процессе творчества смоленского скульптора ни одно дерево не пострадало: Сергей Тимофеевич использовал в работе только те деревья, которые стали «жертвами» грозы или урагана.
Можно сказать, что идея создать собственную фирменную мебель пришла Конёнкову не благодаря чему-то, а скорее вопреки. Скульптору не понравилась американская традиция выставлять вышедшую из моды мебель на улицу: смолянин уважал и ценил чужой труд и считал такой подход возмутительным. Именно тогда он пообещал создать такую мебель, которая никогда не выйдет из моды, причём сделал не музейные экспонаты, а вполне утилитарные вещи, которыми и он, и его супруга с удовольствием пользовались каждый день.
Фото: Музей скульптуры Коненкова
Ранее газета «ПРО РЕГИОН» писала о том, как создаётся сказка для детей и взрослых за кулисами Смоленского театра кукол.