Как создаётся сказка для детей и взрослых за кулисами Смоленского театра кукол
Последний месяц года для смолян традиционно наполнен самыми разными событиями и эмоциями. Часть жителей заранее и с головой погружаются в предпраздничную подготовку, покупку подарков и планирование приближающихся выходных. Другие изо всех сил пытаются успеть за оставшиеся дни и недели закончить все дела и рабочие вопросы, чтобы новый год начать спокойно, без «долгов».
А Смоленский областной театр кукол им. Д. Н. Светильникова вот уже 86 лет подряд под занавес уходящего года отмечает свой день рождения. Сложно поверить, но горячо любимый многими большими и маленькими смолянами театр впервые распахнул свои двери в 1937 году, лишь на несколько лет «отстав» от знаменитого московского театра кукол С.В. Образцова.
Источник вдохновения и куклы-дублёры
За каждой премьерой в Смоленском театре кукол стоит как минимум три месяца напряжённой слаженной работы всего творческого коллектива. Всё начинается в тот момент, когда идея будущего творения зарождается у режиссёра-постановщика. «Вдохновение для новых проектов я всегда ищу в книгах, — рассказывает главный режиссёр театра Павел Акинин. — Чем больше читаешь, тем больше идей появляется, причём за основу беру не только классические произведения, но и современную прозу. Конечно, далеко не каждый текст можно перенести на сцену, к тому же хочется брать разноплановый материал, чтобы зрителю было интересно. Бывает так, что постановка даётся очень тяжело. Например, «Сон в летнюю ночь» оказался достаточно сложным спектаклем, всё-таки Шекспира ставить очень непросто. А в детском спектакле «Бах-бах-бах», посвящённом событиям Великой Отечественной войны, есть такие сцены, что во время репетиций ловил себя на мысли, как бы не расплакаться».
Оформить готовую идею в будущий спектакль режиссёру помогает художник-постановщик. Светлана Долгина – художник-постановщик Смоленского театра кукол – создаёт сказки для смоленских ребят более 35 лет. Но приглашает театр и профессионалов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Вместе они прорабатывают все детали постановки: как должны выглядеть персонажи, в каких декорациях будут разворачиваться события на сцене… При этом все куклы и декорации для каждого спектакля создаются с нуля силами расположенных тут же творческих цехов: художников, декораторов, бутафоров… «Во время спектакля на сцене нет предметов, которые можно купить в магазине. Не должно быть так, чтобы, увидев в сказке, например, стул, зритель мог сказать: «О, у меня дома есть такой же!» — говорит директор Смоленского театра кукол Елена Павлова. — Куклы тоже создаются специально для каждой постановки, мы не используем одного персонажа в разных спектаклях. Ведь у каждой куклы — свой характер, и медведь из сказки «Маша и медведь» совсем не похож на мишку из «Теремка». Раскрою еще один небольшой секрет: если на сцене вы видите, что персонаж меняет костюм или меняется внешне, то перед вами — уже другая кукла того же героя. Такие куклы называются «дубли», и для спектакля порой создаётся два-три дубля одного персонажа».
Истории для взрослых
Случается так, что куклу переделывают и дорабатывают несколько раз. При этом у художников никогда не получатся две совершенно одинаковые куклы. «Самой лучшей оказывается либо первая, либо, что происходит гораздо чаще, последняя, когда становится понятно, как именно убрать все небольшие изъяны», — рассказывает художник-бутафор театра Сергей Горбатенков. При этом даже статичные куклы здесь создают таким образом, чтобы на сцене в них можно было вдохнуть жизнь. Например, на крылья парящей в воздухе вороны ткань пришивается таким образом, чтобы при любых манипуляциях актёра она имитировала движение перьев.
В общей сложности за год в Смоленском театре кукол создаются как минимум четыре новых спектакля. «Стараемся, чтобы зрители в каждой возрастной категории получили свою премьеру, — говорит Елена Павлова. — То есть один спектакль делаем для малышей, один — для школьников и ещё две новинки стараемся представить для взрослой аудитории. Всё дело в том, что с этого сезона мы запустили новую акцию — «Не детский театр по пятницам», в рамках которой создаём постановки для возрастной категории 16+. Это и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, и «Семья вурдалака» по произведению А. Толстого, и «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся!», основанный на пьесе А. Островского. Ведь это очень большая ошибка считать, что кукольный театр — исключительно для маленьких детей. Изначально театр кукол предназначался именно для взрослых, и сегодня, впервые посетив наш театр вместе со своими детьми, многие смоляне возвращаются уже на спектакли для взрослых».
К моменту выхода газеты из печати смоленские зрители уже успеют оценить, как артисты Смоленского театра кукол «оживили» на сцене классический сюжет Шекспира. А в самом театре тем временем продолжается работа над ещё одной премьерой, на этот раз — для юного зрителя. В декабре театр готовится представить ребятам сказку про Буратино, а потому в театральных цехах мы увидели созданные из папье-маше и ждущие своего часа головы главного героя с узнаваемым длинным носом, а также спешащего выйти на сцену Артемона с очаровательной гривой и кисточкой на кончике хвоста.
Театр, где всё возможно
В преддверие премьеры работа кипит не только у бутафора: модельеру, декоратору, конструктору необходимо создать на сцене настоящий волшебный мир. «Часть декораций вырезаю вручную из фанеры, другие элементы лучше смотрятся из пенополистирола, — рассказывает художник-декоратор Дмитрий Родионенков. — В театре мне пригодились абсолютно все навыки, которые успел приобрести в жизни. Могу и черепицу для крыши домика сделать так, что не отличить от настоящей, и деревянные руки-ноги для кукол из дерева вырезать. Порой даже в выходной день продолжаешь думать: как лучше выполнить ту или иную задачу, какой материал использовать. Надоедает отдыхать, думаешь, скорей бы уже на работу (смеётся)»
Перед тем, как зрительный зал наполнится счастливыми детскими лицами, нетерпеливо ожидающими обещанного сказочного чуда, новый спектакль до мелочей отрабатывается во время репетиций. В это время также можно оценить, как смотрятся готовые декорации при выставленном освещении, не нужно ли в них что-то изменить, оценить работу композитора и понять, как справляются со своей ролью актёры-куклы. Финальный этап — это организация сдачи спектакля: в театр приглашают зрителей и смотрят, как они реагируют на постановку (смеются ли в тех местах, где режиссёр задумал смешные моменты, пугают ли их страшные сцены и так далее). И только после этого анонс долгожданной премьеры появляется на афишах, а билеты — в кассах театра.
«Задача нашего театра — не только развлекать или воспитывать юного зрителя, — отмечает Елена Павлова. — Мы помогаем смолянам организовать по-настоящему увлекательный семейный досуг. В последние годы мы заметили, что если раньше к нам на спектакли приходили мамы или бабушки с детьми, то теперь зачастую приходят целыми семьями, вместе смотрят постановку, а после идут в кафе, обсуждают спектакль, обмениваются впечатлениями. И это так прекрасно, ведь ценность подобных моментов очень сложно переоценить!»
«Театр кукол — это удивительный мир! Здесь можно оживить всё, что угодно, границ практически не существует, — говорит Павел Акинин. — Нашему театру не нужно ни с кем соревноваться за внимание смолян, ведь на наших спектаклях редко остаются свободные места в зрительном зале. Самое главное — не оставить зрителя равнодушным, пусть плачут, смеются, даже злятся, главное — пробудить в человеке эмоции, ведь равнодушие — это самое страшное для театра».
Текст: Анна Александрова
Фото из архива Смоленского театра кукол