Потомкам. До востребования

В одной маленькой деревеньке Смоленской области жил-был памятник… Точнее, это была стела. А в стеле жила капсула времени…

В отличие от вас, дорогие читатели, я знакома с памятником уже давно – но даже я до сегодняшнего дня не задавалась вопросом, сколько же ему лет. А он и не рассказывал… Мы знакомы всю мою жизнь, и мне кажется, что он стоял здесь всегда.

Он помнит меня пятилетним ребенком, собирающим под яблонями первоцветы. Помнит 16-летней девушкой, гуляющей с одноклассниками по майском саду. С ног до головы покрытый бронзовой краской, погожими вечерами памятник всегда залит мягкими золотыми лучами солнца. Мне кажется, пасмурной зимой он скучает в одиночестве, прикрытый маленькой шапочкой снега: ведь рядом давно уже нет детского садика — деревянное здание его давным-давно сгорело, а остатки были разобраны. И детские голоса давно вокруг него не щебечут. Только птицы – и на том спасибо…

Когда же он тут появился? Памятник и сам наверняка не помнит. Но кое-кто из местных жителей знает наверняка: стела, восточная сторона которой сплошь исписана именами сражавшихся за родные деревни Кардымовского района, была открыта в деревне Титково 7 ноября 1967 года. Ровно с того момента, на протяжении 50 лет, ждала своего часа капсула времени… Послание потомкам было вложено внутрь памятника с легкой руки бывшего директора совхоза «Рыжковский» Павла Егоровича Демьянова.

 

Полвека стела бережно хранила внутри письмо для будущего поколения… И, хотя она не видела тех страшных сражений, которые шли в сорок первом в наших местах, в полной мере «прочувствовала» горечь своей миссии. Начиная с 1967 года, каждую весну, 9 мая, возле нее собирались торжественные митинги. С левой стороны стояли ветераны, иногда всего несколько человек, с правой – школьники в красных галстуках… Они читали стихи, от которых у собравшихся в глазах накипали слезы. Они пели «Журавли» Бернеса. Они много говорили о той самой переправе в пяти километрах от Титково – Ратчинской переправе. По их рассказам, бурное течение Днепра в 1941 году в реке было красным. Небо и земля — окрашены гарью и кровью, и нельзя было понять – где начинается земля и заканчивается небо. В то время здесь погибли около 15 тысяч человек… Берега были усеяны телами людей и лошадей. Земля и леса в округе до сих пор скрывают кости погибших в тех сражениях. А дно переправы и сегодня усеяно заржавленными металлическими фрагментами потонувшего транспорта — взрослые и дети знают: купаться здесь, даже спустя 80 лет, опасно.

Вот выдержка из известной книги Виктора Муратова «Командарм Лукин»:

«…На подходе к переправе сгрудились машины, конские упряжки, артиллерия. Творилось что-то невообразимое. Одни мешали другим, слышались крики, ругань. Люди бросались вплавь. Обозники пытались переправить телеги вброд. Лошади, проваливаясь в ямы, захлебывались и скрывались под водой вместе с телегами… С рассветом 3 августа переправа продолжилась, несмотря на огневые налеты немцев. В 9.00–10.00 начался ад: на переправы обрушилась авиация. К 11.00 переправы были разрушены, много машин и повозок на обоих берегах реки горело, деревня Ратчино была попросту сожжена. Переправа войск стала невозможной…».

Такова история наших мест. Но, несмотря ни на что, она продолжается.

7 ноября 2017 года, спустя 50 лет после закладки послания потомкам, для капсулы настало время открыть свою тайну. Памятник хорошо запомнил этот день: он ведь столько лет его ждал. К нему в гости пришли десятки людей… Ему самому не терпелось узнать, что же было написано там, в том письме. И вот – узнал. Услышал.

«К вам, жителям 2017 года, нашим благодарным потомкам, обращаемся мы, дорогие товарищи…Как набат Хиросимы и стон узников Бухенвальда и Освенцима мы клятвенно говорим вам: Помните о тех, кто отдал свою жизнь за ваше счастье. 487 имен занесено на мемориальные доски памятника-обелиска. Помните о них, не забудьте принести цветы к подножию обелиска! Память павших борцов вечно храните».

Ему было и горько, и радостно услышать эти строки. Но особенно он сожалел, что те седовласые люди с добрыми печальными глазами и медалями на стареньких пиджаках больше не приходят. Памятник был уверен: они ничуть не меньше хотели знать, что написано в этом письме. Поэтому ему было жаль… Он догадывался, в чем причина. Но за все эти годы бронзовый великан научился отгонять прочь мрачные мысли. Начиналась новая весна. Пятилетняя девочка собирала под яблонями желтые первоцветы и укладывала их на могилу Неизвестного солдата.

Инна ПЕТРОВА

Фото автора и http://kardymovo.ru/

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также