Тренируем память. Как помочь ребёнку лучше и больше запоминать?

Счастливчикам, которым повезло с памятью, учиться легче, чем тем, кому с этим даром повезло меньше. Порой они даже не готовятся к урокам: хватает того, что запомнили в школе. Однако, хорошая память не всегда природный дар, – чаще всего это заслуга родителей. Как развить память детей как можно лучше, чтобы грызть гранит науки им было проще? Рассказываем.

Виды и механизмы памяти

Память бывает разных видов: кратковременная, которая хранит в себе информацию недолго, и долговременная – более надёжная. Есть также память произвольная и непроизвольная. В первом случае запоминание происходит само собой, во втором – с помощью волевого усилия. Есть память механическая, она основана на многократном повторении, с её помощью мы учим правила и стихи, параграфы в учебниках.

Механическая память укладывает в голову знания такими, какие они есть, а опосредованная требует осмысления. Тем не менее, чтобы тренировать мозг, недостаточно заниматься зубрёжкой. Важно, чтобы ребёнок имел желание узнавать новое и понимал, зачем ему нужно держать в голове знания. Информация, которую предстоит запомнить, должна быть ему интересна.

Призвать логику

Логика улучшает не только запоминание, но и мышление. Чтобы овладеть логической памятью, нужно научить ребёнка во всём выделять главное и второстепенное, находить ключевые слова, делить на части по смыслу, составлять планы. Прекрасный механизм для запоминания чего угодно дает образная память. Так, например, хорошо известный метод ассоциаций облегчает запоминание не связанных друг с другом явлений, предметов или цифр. Всем известный пример мнемоники – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же можно запомнить и последовательность слов, логически не связанных друг с другом. Например, ребёнку довольно трудно воспроизвести цепочку слов «комар – девочка – огонь – стул – «персик». Но если придумать рассказ, как комар укусил сидящую на стуле у огня девочку, жующую персик, то запомнить такое не составит труда. Кстати, словесный подбор разных ассоциаций к словам – отличная тренировка образной памяти.

В кружок: Заданиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, такие как заучивание стихов, правил, иностранных слов, лучше заниматься в первой половине дня. Оптимально – в 11 часов. Или около 16 часов. А по вечерам стоит заниматься лишь повторением.

Игры для развития памяти

«Снежный ком» – поможет в развитии слуховой памяти.

Играть можно вдвоём или целой компанией. Первый игрок называет слово, второй его повторяет и добавляет своё и так далее. Лучше ограничить выбор слов какой-то темой.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу – должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причём пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколёнка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Двигательную память помогут улучшить следующие игры:

«Повторяй за мной»

Ведущий совершает разные движения, а ребёнок их повторяет в заданной последовательности. Усложнить задание можно, используя спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, ленты.

«Запрещённое движение»

Всё то же самое, что и в предыдущем пункте, однако есть важное условие: можно повторять все движения, кроме, допустим, прыжка на одной ножке или хлопка в ладоши. Игру лучше проводить под заводную музыку, а темп убыстрять.

Игры для зрительной памяти также просты и интересны:

Показать ребёнку одну за другой несколько цветных карточек (от 3 до 5). Затем ребёнок должен сам повторить эту последовательность.

Дать рассмотреть группу предметов (8–10), а когда ребёнок отвернётся, убрать один из них (задание сложнее – поменять несколько предметов местами или добавить новый предмет). Пусть ребёнок восстановит исходный вид.

Нарисовать человечка, используя 3–4 геометрические фигуры.

Показать ребёнку рисунок на полминуты, а затем попросить его нарисовать такой же. Усложнённый вариант – показать сразу несколько таких изображений. Также можно показывать ребёнку геометрические фигуры, составленные из спичек, счётных палочек, веточек. Пусть запомнит и повторит.

Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей, ведь их чадо станет обладателем отличной памяти. К тому же подобные игры с ребёнком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Фото: yandex.ru

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также