Как труд шахтёров помогал создавать историю города Сафоново.
Практически для каждого района Смоленской области в календаре найдётся праздник, имеющий для местных жителей особое значение. Именно таким особенным и очень значимым событием для Сафоновского района на протяжении нескольких десятилетий является День шахтёра, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье августа. Для многих сафоновцев этот день долгое время оставался самым настоящим профессиональным праздником: практически до конца XX века сафоновские шахтёры ежедневно спускались под землю, чтобы добыть и доставить на поверхность очередную партию бурого угля.
Немного истории
Сафоновский район — один из самых молодых на карте Смоленщины. Официально в составе региона он появился в 1929 году, а его центром стал…посёлок, расположенный у железнодорожной станции Дорогобуж. Любопытно, что в нескольких километрах от него располагалась и деревня Сафоново, которая некогда была центром одноимённой волости. Вот так и получилось, что центром Сафоновского района изначально оказалось вовсе не Сафоново. Ситуацию исправили лишь в 1938 году.
Первые шахты на территории Сафонова были открыты в середине прошлого века. В то время в разных частях страны шла масштабная разработка месторождений бурого угля, который в послевоенные годы помогал обеспечить людей и электроэнергией, и теплом. Первые тонны угля шахта №1 в Сафонове выдала в 1952 году, через два года, летом 1954 года, заработала и шахта № 2. Всего здесь планировалось построить 28 шахт, однако финальные цифры оказались куда скромнее — 8.
Именно активная разработка месторождений стала тем самым стимулом, который обеспечил быстрое развитие райцентра. Для каждой шахты нужны были работники, а для работников — жильё. Сафоново растёт и развивается, и в 1952 году получает статус города.
Экспонаты из прошлого
О шахтёрском прошлом города Сафоново рассказывают несколько предметов, представленных в экспозиции Сафоновского историко-краеведческого музея.
Один из них — это шахтёрская каска, которая была подарена музею в 1990 году
коллективом шахтоуправления «Сафоновское». Как рассказывают сотрудники музея, первоначально такие каски использовались лишь как место для крепления головного светильника, и лишь позднее стали выполнять защитную функцию.
С течением времени менялось не только предназначение, но и материал, из которого изготавливался такой головной убор. Первые каски были фибровыми, то есть делались из прессованного картона, который внешне очень напоминал панцирь черепахи. В 1960-е годы на смену им пришла текстолитовая шахтёрская каска, и только в следующем десятилетии этот «аксессуар» приобрёл свой современный вид и стал производиться из пластика.
Ещё один ценный экспонат в коллекции Сафоновского музея — это шахтёрский отбойный молоток. Несмотря на то, что этот инструмент способен и рыхлить промёрзший грунт, и разбивать кирпичную кладку, использовался он преимущественно в шахтах, помогая добывать уголь.
Вплоть до 1930 года пневматические отбойные молотки в нашей стране не производились, их привозили исключительно из-за границы. Однако настоящую революцию в угольной промышленности СССР произвёл созданный Константином Шмаргуновым отечественный электроотбойный молоток, производительность которого заметно превосходила показатели пневматического аналога, а его лёгкость, бесшумная работа и экономичность были отмечены в том числе и сафоновскими шахтёрами.
«Свет шахтёра» — именно такое название носит бензиновая шахтёрская лампа, которую Сафоновскому историко-краеведческому музею передал обладатель звания «Почётный шахтёр» Пётр Пивченков. Удобный и безопасный источник света был необходим каждому шахтёру, ведь в поисках полезных ископаемых им приходилось забираться глубоко под землю. Однако «Свет шахтера» служила не только источником освещения, но и помогала определять концентрацию газа: если в шахте присутствовал метан, то вокруг пламени лампы появлялся особый ореол.
Тяжёлый труд для большой цели
«В Сафоново я приехал летом 1985 года, а до этого десять лет проработал в шахтах Тульской области. Первые шахты в Сафоновском районе начали строить после Великой Отечественной войны, и я до сих пор не представляю, как в тех сложнейших условиях эти проекты вообще можно было реализовать! Это самый настоящий подвиг! — рассказывает бывший директор шахтоуправления «Сафоновское» Анатолий Горбачев. — Труд шахтёров необычайно тяжёлый! Прежде всего потому, что он был преимущественно ручным: уголь добывали при помощи отбойных молотков, лопат и лёгких конвейеров. Трудились по 12 часов подряд, так что после смены у человека оставалось время и силы лишь на то, чтобы поесть и поспать — и снова нужно было отправляться на работу. Работа не останавливалась даже в праздники, ведь стоило оставить шахты без присмотра даже на несколько часов — и был велик риск найти их затопленными.
При этом работать приходилось в сложнейших условиях: для того, чтобы добыть 1 тонну угля, необходимо было откачать 16 тонн воды! Порой даже приходилось стоять по пояс в воде, но люди терпели и, как истинные герои, каждый день спускались под землю, ведь нужно было восстанавливать народное хозяйство, обеспечивать страну теплом и электроэнергией».
История одной скульптуры
«Впервые эту скульптуру шахтёра я увидел в 2004 году. Вид у неё был весьма плачевный: вся покрыта трещинами и сколами, инструмент утрачен, а левая рука от засученного рукава полностью отсутствует, — рассказывает скульптор-реставратор Иван Костицын. — Тут же у меня возникла идея — как было бы прекрасно восстановить её в память о шахтёрском прошлом города. Ведь раньше подобные скульптуры стояли у входа практически в каждую шахту, конкретно эта была «приписана» к территории бывшей шахты №2.
Но так получилось, что от момента появления идеи до её реализации прошло практически 20 лет. На долгие годы я даже потерял этот памятник из виду, но несколько лет назад он вновь появился, причём на прежнем месте, и я, наконец, смог взяться за работу. Правда, многие не верили, что у меня вообще получится её восстановить, вернуть шахтёру прежний вид, слишком уж жестоким оказалось к этой скульптуре время и те испытания, через которые ей пришлось пройти. Так, очень сложно было восстановить руки, изменились и пропорции фигуры в целом. Но полгода кропотливой работы в мастерской — и летом 2022 года скульптура заняла своё место на площади у Дворца культуры в посёлке Горный.
Но на этом я не считаю свою работу завершённой: стараюсь следить за состоянием скульптуры, считаю себя её хранителем. Хотелось бы также реализовать идею о дизайнерском исполнении замкнутого пространства вокруг постамента. Например, используя технологию кручения на гончарном круге, выполнить из шамотной массы стойки с провисающими цепочками и окружить ими памятник».
Сегодня о том, что Сафоново некогда был шахтёрским городом, напоминают не только памятники и тематические экспозиции местного краеведческого музея, но и заброшенные терриконы. Эти возвышающие на поверхности земли искусственные «горы» можно увидеть в различных частях города. Терриконы представляют собой отвалы пустой породы, которая неизменно образуется в процессе добычи бурого угля (да и других полезных ископаемых тоже) рядом с действующими шахтами.
Текст: Анастасия Голикова
Фото: Сафоновский историко-краеведческий музей, личный архив скульптора, администрация Сафоновского района
Напомним, ранее газета «ПРО РЕГИОН» писала о истории смоленской крепости.