Смоленская художница пишет индустрию

Как вернуть массовый интерес к производству и популяризировать машиностроение, заново вселить в сердца людей любовь к героям труда и их подвигам, сравнимым с подвигами былинных богатырей — в пику фальшивым ценностям гламурной эпохи? Перед вами — мастер-­класс от смоленских индустриальных живописцев.

Картина на обложке нашего октябрьского номера выбрана не случайно. Ее автор — молодая смоленская художница Елизавета Часнык. Девушка давно и крепко влюблена в индустриальную живопись. «Моделями» для ее творчества, как и для картин ее коллег по цеху стали смоленские предприятия. Эти люди знают: мир машин существует в двух разных ипостасях. Одна — та, в которой мы привыкли его видеть, где серые стены заборов, большие коробки стен, дым из труб и где все кажется будничным и скучным. Но если немного изменить угол зрения, ты откроешь совершенно другую его ипостась. Яркую и экспрессивную — ту, которая создается кистью и красками.

Елизавета Часнык

— В Смоленске достаточно много художников, которых вдохновляют заводы и промышленные темы, — рассказывает Елизавета. — И не только в Смоленске. Например, в октябре в Москве, в здании Новой Третьяковки прошла выставка фестиваля позитивного идейного искусства «ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!». Идея фестиваля — популяризация образа людей труда в живописи, графике, скульптуре и декоративно-­прикладном искусстве. Это международный форум, который постепенно становится популярным во всей России.

— Чаще всего производственные предприятия — это закрытые территории. Как удается подойти близко к объектам производства, чтобы нарисовать их?

— Да, это в основном закрытые производства, увлечение индустриальными темами всегда может споткнуться о запоры и замки, пропускную систему проходных, которые закрыты для посторонних. Но есть люди, которые помогают нам, художникам, обеспечивать доступ на предприятия и реализовывать свои идеи.

— Можно ли назвать ваше сообщество художников-­индустриалистов движением? Кто является организатором производственных пленэров?

— Нет, движением это не назовешь, нельзя сказать, что мы выступаем целым единым фронтом. Просто есть группа художников, которым эта тема интересна. Мы работаем в одном поле, нам оно нравится, и в него попадают совершенно разные люди. Организаторы мероприятий тоже всегда разные. Например, я была организатором пленэра и выставок в Ярцево на электрометаллургическом заводе, куда приезжала компания из 12 художников и один фотограф. Мы писали картины прямо на производстве, потом делали выставку на самом заводе, в ярцевском музее. Также показывали ее в Смоленске, в Доме художника. В ноябре Александр Зорин и Сергей Богомолов готовят выставку в КВЦ.

— Вам, как художнику, какое производство интереснее писать — то, которое живо и работает или то, которое остановилось и пребывает в состоянии разрушения?

— Лично я испытываю тягу ко всему живому: к живым работающим производствам, где все приведено в стройное и логическое движение. Это будоражит, вызывает волнение, когда ты представляешь, насколько сложно все эти механизмы, огромные конструкции изобрести, структурировать, организовать, направить — силой инженерной мысли. Продумать маршруты, по которым среди всех этих труб и механизмов может передвигаться человек. Это приводит меня в состояние восторга и вдохновения. А вот заброшенные объекты видеть тяжело и совсем не хочется рисовать скелет ранее живого, но теперь уже мертвого организма, который мы просто фиксируем на холсте, как факт смерти. Но это мое ощущение и видение. А есть прекрасные художники, которых вдохновляет именно эстетика разрушения. Например, Александр Зорин пишет много заброшенных объектов и делает это очень талантливо.

— Какое место среди всех этих механизмов и сложных конструкций вы уделяете человеку?

— А вот здесь есть некий парадокс. Как правило, человека на производстве практически не видно. Но именно человек приводит все эти механизмы в движение, поэтому его роль в производстве, конечно, огромна. У многих художников на картинах в центре всего — именно человек. Например, смоляне могли увидеть на февральской выставке в Доме художника портреты людей, занятых на производстве. Автор этих удивительных работ — Александр Долосов. Создать их было не ­так-то просто: ведь на электрометаллургическом заводе люди сидят за пультами, за ­какими-то стенами, управляют машинами и им некогда отвлекаться на позирование. Но насколько захватывающе на полотне выглядит человек, который буквально отправляется в жерло вулкана, чтобы узнать показатели металла!

— Что вас так сильно волнует при виде больших механизмов, как они могут буквально влюблять в себя?

— Глядя на предприятия со стороны, что мы видим? Серые бетонные заборы, большие коробки с трубами — и это, кажется, все. В представлении обывателя производство — серый скучный механизм. Это ассоциации, которые рождаются у людей, которые никогда там не были. Но попав внутрь, ты видишь красные, желтые, зеленые, синие краны, трубы, вентили. Все цветное! Все это — в сиянии огней. Здесь масса парадоксов, неожиданностей. Как в театре. Осознание этого как минимум удивляет и завораживает. Вот говорят — промышленность умерла. Живых предприятий не осталось. Могу сказать — это абсолютная неправда. Реальная картина далека от представлений обывателей. Промышленность живет, работает и это стоит хотя бы раз увидеть своими глазами.

Беседовала Инна ПЕТРОВА

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также