Еще раз поговорим о смоленском машиностроении и не только

Возвращаясь ко Дню машиностроителя, который профессионалы отмечали совсем недавно, хочется внести некоторую ясность в теорию вопроса… 
Обыватели думают, что машиностроение – это лишь заводы по производству автомобилей. На самом деле, выпуск авто – лишь одна из составляющих всей отрасли. Станки, оборудование, ядерные реакторы, космические корабли, оборонный комплекс, авиация, энергетика – все это входит в компетенцию машиностроителей.
Считается, что машиностроение получило старт в XVIII веке, когда началась промышленная революция и стали отказываться от мануфактур. Хотя можно вспомнить гения Возрождения Леонардо да Винчи и его станки. Были в мировой истории и другие изобретатели. Та же мельница – одно из величайших изобретений машиностроителей, которая кормила людей несколько веков.
Вслед за первыми ткацкими станками появились металлорежущие. Начали разрабатывать и модернизировать паровой двигатель, который приводил в движение новые механизмы. С тех пор промышленность развивалась семимильными шагами, дойдя до современного ее высокотехнологичного состояния. Но праздник День машиностроителя появился лишь в середине XX века. В 60-е годы в СССР начали массово вводить профессиональные праздники, дабы поддержать тружеников многочисленных предприятий. 15 августа 1966 года был издан указ об установлении ежегодного праздника – День машиностроителя. Позже дату закрепили в указе 1980 года «О праздничных и памятных днях». Это большой документ, куда вошли все значимые торжества страны. Большинство из них переняли и в современной России.
Примечательно, что в России существует почетное звание «Заслуженный машиностроитель». В большинстве случаев его присваивают после 15-20 лет непрерывной работы в отрасли. Причем подписывает приказ о награждении президент. Списки ему передает специальная комиссия по наградам. Нагрудный знак отлит из серебра.
Основа развития
Переоценить роль машиностроения в экономике страны невозможно. Именно оно обеспечивает:
— Триллионы рублей валового внутреннего продукта Российской Федерации.
— Пятую часть промышленного производства страны.
— Функционирование 50 тысяч предприятий.
— Занятость 1/3 трудовых ресурсов промышленности.
Без машиностроения сегодня не может существовать какая-либо материальная сфера деятельности человека. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все отрасли экономики, формирует индустриальную базу военно-промышленного комплекса, служит крупнейшей областью внедрению достижений научно-технического прогресса, открывает перспективы освоения космического пространства.
Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьезных проблем, требующих принципиально новых методов решения:
1.Износ основных фондов, превышающий 50%. И это при крайне низком уровне обновления. Подчас промышленные корпуса заводов и фабрик требуют сноса или капитального ремонта, а оборудование, отслужившее более полустолетия, – замены. Сегодня недопустимо работать на станках и машинах, отслуживших эксплуатационный срок. В среднем, при надлежащем обслуживании, он составляет 22 года.
2.Инвестиционная непривлекательность. Кто будет вкладывать средства в практически полностью изношенное оборудование, производящее никому не нужную продукцию?
3.Отсутствие гибкости, возможности своевременного маневра для быстрого перехвата наиболее выгодных заказов. Слишком глубокая специализация, рассчитанная на гарантированный длительный, устойчивый сбыт, порождает своеобразный консерватизм, препятствующий кардинальным, резким изменениям направления деятельности. Что приводит к простоям, старению оборудования, потере материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.
4.Предельно низкий уровень инноваций. Современное производство требует не только внедрения передовых технологий, но и обладания новейшими, конкурентоспособными разработками.
5.Старение кадров. Отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению. Здесь одним из решающих факторов является уровень оплаты труда, заставляющий перспективную молодежь искать работу в других регионах страны или за рубежом.
Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.
Успехи 2020 года
Не боги керамику обжигают
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех (входит в Союз машиностроителей России) разработал и запускает серийное производство электропечей нового типа для обжига керамики, применяющейся в радиотехнической аппаратуре. Изделие успешно прошло испытания, в ходе которых показало более высокую скорость нагрева и лучшее распределение температурного поля, чем у имеющихся на рынке аналогов.
Новая колпаковая электропечь разработана специалистами НПП «Торий» (входит в «Росэлектронику») и предназначена для обработки материалов при температуре выше 1600 ⁰С в воздушной среде, например  – керамических деталей, а также изделий из тугоплавких металлов и сплавов.
Время разогрева печи до максимальной рабочей температуры – 5,5 часов. Управление температурным процессом происходит в автоматическом режиме с помощью контроллера. Оборудование поддерживает температуру с точностью до 2 градусов. Еще одной особенностью печи является нижняя загрузка керамики, что значительно упрощает процедуру загрузки и выгрузки изделий.
«Новая электропечь – наша инициативная разработка, которую изначально мы делали для повышения эффективности собственного производства. Имеющиеся на рынке изделия для высокотемпературной обработки керамики не давали необходимых показателей по скорости нагрева и качеству конечных изделий. Наше оборудование успешно прошло испытания, и мы видим интерес к нему со стороны сторонних заказчиков. Мы готовы к серийным поставкам и уже заключили ряд предварительных договоров», – отметил генеральный директор НПП «Торий» Дмитрий Трофимов.
Большой праздник ЦАГИ
Исполнилось 90 лет с момента первого полета первой отечественной винтокрылой машины Центрального аэрогидродинамического института (входит с Союз машиностроителей России). 13 сентября 1930 года на Ухтомском аэродроме состоялся испытательный полет вертолета ЦАГИ 1-ЭА. Именно на ЦАГИ 1-ЭА гениальный авиаконструктор, летчик-испытатель Алексей Черемухин менее чем через два года поднимется на феноменальную высоту 605 метров, побив мировой рекорд, составлявший тогда 18 метров.
 
Этому предшествовали месяцы и годы теоретических и экспериментальных исследований геликоптерной группы экспериментально-аэродинамического отдела института. Ученые проводили испытания большого числа моделей несущих винтов как с присутствием экрана, имитирующего поверхность земли, так и без него. Все характеристики изучались на режимах висения и при косой обдувке. Важный этап в развитии вертолетостроения в нашей стране – создание наземной установки для изучения крупных несущих винтов на режиме висения. На ней проводились исследования аэродинамических характеристик лопастей, в том числе и с автоматом перекоса.
В конце 1920-х специалисты ЦАГИ проводили исследования винтокрылых летательных аппаратов трех схем. Был сделан выбор в пользу создания воздушного судна на основе одновинтовой схемы. Именно по ней впоследствии строились и строятся в основном современные вертолеты.
Общее руководство по проектированию опытного геликоптера было поручено ученому, сподвижнику Н.Е. Жуковского Б.Н. Юрьеву. За конструкторскую разработку и расчеты на прочность ответственным был назначен А.М. Черемухин.
Первая советская винтокрылая машина ЦАГИ 1-ЭА взлетала за счет двух ротативных двигателей М-2, четырехлопастного жесткого несущего винта и четырех рулевых винтов. Несущий винт новой машины имел диаметр 11 метров, а его четыре лопасти были смешанной конструкции с деревянными нервюрами и стрингерами, металлическим лонжероном и полотняной обшивкой. Они отличались довольно сложной эллиптической формой и совершенной для того времени аэродинамической компоновкой, которая позволяла обеспечить высокие тяговые характеристики. Вертолет был оснащен трехопорным шасси с хвостовым колесом, как у самолетов.
После первого полета начались испытания, которые Алексей Михайлович проводил лично. Были освоены различные маневры, которые выполнялись на высоте 10–15 метров от земли, и уже спустя два-три месяца геликоптер поднимался до 40–50 метров.
В дальнейшем новый летательный аппарат с возможностью вертикального взлета служил для многочисленных исследований. Большие вибрации, отсутствие необходимой устойчивости, наличие опасных критических режимов полета, недостаточная прочность и многое другие – для решения этих и других специфических проблем использовался ЦАГИ 1-ЭА – детище коллектива ученых и конструкторов ведущего центра авиационной науки.
Подготовил Антон НИКИТИН
Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также