«Дети, рожденные сердцем»: интервью с Анной Казанцевой

Мама — не просто слово, которое отражает социальный статус. Именно мамы становятся нашими первыми друзьями и остаются ими на всю жизнь. При подготовке этого выпуска мы долгое время не могли определиться с героем номера, ведь этого человека нужно ставить в пример и гордиться знакомством с ним, вдохновляться историей его жизни. А потом внезапно вспомнили о маме из Смоленска, чья история точно понравится нашим читателям. Это Анна Казанцева — мама и руководитель регионального подразделения фонда «Дети наши».

— Анна, вы долгое время работали в сфере маркетинга: мире цифр, прибыли и постоянного движения вперед. И вот в 2020 году вы стали руководителем подразделения в благотворительном фонде «Дети наши». Как вы пришли к таким резким переменам в жизненных устремлениях?

— Почти 20 лет моя жизнь была связана с маркетингом: я начала работать на первом курсе университета. Из промоутера довольно быстро выросла в исполнительного директора рекламного агентства, трудилась маркетологом на смоленском заводе и, наконец, коммерческим директором на крупной производственной площадке области.

Мне нравилось то, что я делаю: большая команда в подчинении, создание и продвижение продукта с нуля, рост его доли на полках федеральных сетей и известных маркетплейсов, видимый и измеримый в деньгах результат. Но в какой-то момент я вдруг поняла, что все это больше не приносит мне удовольствия.

Думаю, толчком к кардинальной переоценке ценностей стало то, что в 2017-ом году мы с мужем стали приемными родителями. На пути к усыновлению я глубоко погрузилась в тему сиротства: читала профильные книги и статьи, завела блог в социальных сетях, в котором делилась своим опытом, знакомилась и лично встречалась с опекунами из разных регионов.

Довольно быстро я поняла, что в нашем городе не хватает людей, которые бы помогали тем, кто начинает этот непростой путь, тем, кто уже взял ребенка и хочет с кем-то поделиться своими трудностями и переживаниями. Тогда появились первые мысли о том, что со своим опытом, активностью и желанием помогать я могла бы быть кому-то полезной.

Решиться кардинально сменить сферу деятельности непросто. Я бы даже сказала – страшно, поэтому я не торопилась.

А в конце 2019-ого года мы взяли под опеку второго ребенка и вдруг всей семьей оказались «заперты» в небольшой двухкомнатной квартире, в «локдауне». Тогда, мне кажется, у многих нашлось время всерьез задуматься об изменениях в своей жизни. Я начала мечтать о создании благотворительной НКО.

А дальше все произошло настолько стремительно, как будто мой четко сформулированный запрос во Вселенную кто-то услышал. Мне предложили стать руководителем смоленского подразделения фонда, я откликнулась на вакансию и, можно сказать, очень быстро осуществила свою мечту.

— Наш сегодняшний выпуск посвящен Дню матери, и знаем, что вы — счастливая мама прекрасных сыновей. Как вы сможете охарактеризовать внутреннее ощущение от того, что вы — мама?

Отвечая на этот вопрос, мне, в первую очередь, очень хочется развеять миф о том, что материнство — это про ощущение счастья в режиме 24/7. Наверное, все мамы мечтают о том, чтобы было именно так, но чаще всего эти надежды разбиваются вдребезги, как только малыш появляется на свет. А вместе с ним заботы, тревоги, волнения. И мне очень хочется поддержать тех, кому это необходимо, и напомнить, что это нормально. Радоваться успехам своего ребенка, бесконечно любить его и в ту же минуту раздражаться от потока его вопросов, злиться на непослушание, уставать от того, что больше не принадлежишь себе.

Я тоже неидеальная мама, но «достаточно хорошая» для моих детей, думаю. Учусь отслеживать и «складывать в копилку воспоминаний» моменты, в которых успеваю поймать наслаждение от материнства: семейные путешествия, сонно-теплые утренние объятия, смешные рисунки в подарок и первые стихи про мамочку с перепутанными местами словами. Из этих мелочей складывается мое счастье.

— Многие разделяют понятия «свой ребенок» и «приемный ребенок». На наш взгляд, это неправильно. Понятно, что для того, чтобы приемная дочь или сын стали родными, нужно провести большую работу по адаптации и детей, и родителей. А как вы считаете, нужно ли разделять приемных и своих?

— Я не могу сказать за все приемные семьи, но мне очень хочется верить, что дети в замещающих семьях не делятся на «своих» и «чужих». Хотя, конечно, не буду скрывать, процесс принятия может быть очень длительным. Кому-то удается обойтись без адаптации, а кому-то на привыкание к новому члену семьи требуется несколько лет. Каждый случай очень индивидуален, зависит от разных факторов: с какой травмой придет в семью ребенок, насколько родители будут к ней готовы, есть ли в семье еще дети, как они будут реагировать на нового члена семьи т.д.

Вообще среди приемных родителей, с которыми я общаюсь, есть понятия «своерожденные» дети и «дети, рожденные сердцем». И те и другие — свои. И мне очень хочется, чтобы именно так это воспринималось обществом. Именно поэтому я не стесняюсь вслух говорить о том, каким путем наши дети появились у нас дома. Мне хочется, чтобы усыновления перестали стесняться.

— Сегодня ваша работа связана с фондом «Дети наши». Подскажите, с какими трудностями чаще всего сталкиваетесь при решении проблем других семей? Получается ли разграничивать работу и личную жизнь семьи?

— Я отвечаю за работу регионального подразделения фонда «Дети наши». Наша команда активно растет: сейчас в Смоленске уже почти 30 человек. Фонд реализует две программы. «В большой мир» — помощь в социализации и адаптации к самостоятельной жизни воспитанников детских домов. А непосредственно с семьями работает отдельное направление — профилактика социального сиротства «Не разлей вода».

Наша работа начиналась в 2006 году с поездок в детские дома. Но постепенно нам самим стало очевидным то, что к детям, оказавшимся в учреждении, нужен совсем другой подход: индивидуальное внимание, образовательная и профориентационная поддержка, возможность получить навыки, умения и знания, которые семейные дети впитывают по мере взросления незаметно.

А еще мы поняли главное: можно и нужно предотвращать попадание детей в детские учреждения.

Так появилась программа «Не разлей вода». В 2018 году на попечении фонда было 11 семей, сейчас мы сопровождаем уже более 100 кризисных семей области, в которых воспитываются больше 200 детей. На ежедневной основе к ним выезжают наши специалисты: психологи, социальные педагоги, юристы, которые оказывают комплексную поддержку и помогают справиться с тяжелой жизненной ситуацией, встать на ноги, поверить в себя и научиться справляться со всеми проблемами самостоятельно. А они могут быть очень разными: потеря работы, трудное поведение подростков, сложное материальное положение, психологические проблемы, тяжелая зависимость и даже смерть одного из родителей.

У меня, как у руководителя, другие задачи: стабильная работа подразделения, поиск путей развития, коммуникация с органами власти, детскими учреждениями, привлечение новых сотрудников, представление интересов фонда в медийном пространстве и многое другое.

Получается ли у меня разграничивать семью и работу, лучше спросить у моих близких. Но я знаю точно, поддержка и понимание мужа – то, что помогает справляться с любыми волнениями и переживаниями. Спасибо ему за это.

— Вы сами прошли через непростые жизненные ситуации, у вас есть приемные дети. Вряд ли словами можно передать эмоции настолько ярко, но расскажите, насколько сложно пройти через процесс принятия в семью ребенка из детского дома? Возможно, есть какие-то обязательные шаги, к которым нужно подготовиться перед тем, как принять решение удочерить или усыновить ребенка?

— Да, вместить в пару тысяч знаков весь мой опыт приемного родительства не удастся. Но я всегда готова лично делиться с теми, кому это важно: отвечать на непростые вопросы в соцсетях, давать подробные «инструкции» по телефону, встречаться за чашкой кофе, если это удобно.

Наш путь к первому ребенку занял почти 4 года: от постепенного принятия мысли об этом, школы приемных родителей, визита в опеку до первого знакомства и появления сына дома. Тогда мне казалось, что время мучительно тянется: мне так хотелось скорее стать мамой.

Сейчас понимаю: все было правильно. Нужно неторопливо прожить каждый отрезок пути.

Пройти школу приемных родителей, чтобы найти свой мотив, ответить себе на вопросы: зачем мне это и готов ли к тому, что ждет? Больше читать (блоги, статьи, книги), смотреть фильмы, тематические ролики, погружаться в тему, общаться с теми, кто делится опытом. Быть активным: самому искать, звонить, ездить, вставать в очереди в других регионах, если это необходимо. Не ждать чуда – готовиться к адаптации.

И верить, что однажды все будет так, как должно быть. Все будет к лучшему.

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также