Машиностроение Смоленщины: завтра уже наступило

От примитивных станков, которые вращаются паром и водой, к 2020 году цивилизация пришла к постройке космических кораблей и атомных реакторов. Чтобы отметить заслуги всех инженеров, в России отмечают День машиностроителя.

Праздник не имеет фиксированной даты в календаре. Оговорено, что День машиностроителя в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября. Кстати, в аналогичный день торжество проводят и в ближайших республиках СНГ. В 2020 году праздник выпадает на 27 сентября.
Что касается Смоленской области, то в ее социально-экономическом развитии отрасль машиностроения играет крайне важную роль. Начтем с того, что в ней заняты 40 процентов всех сотрудников обрабатывающих производств региона – а это свыше 21 тысячи человек.
Каков отраслевой состав машиностроения в области? Он представлен транспортным машиностроением, приборостроением, электротехническим машиностроением и производством технологического оборудования.
Предприятия, которые являются «сердцем индустрии» в этой отрасли, известны всем, кто живет в нашем регионе: это АО «Смоленский авиационный завод», ООО «Завод КДМ», ООО «Рославльские тормозные системы», ООО «Полимикс», АО «Вяземский машиностроительный завод», АО «Научно-производственное предприятие «Измеритель», ФГУП СПО «Аналитприбор», АО «Сафоновский завод «Гидрометприбор», АО «Рославльский вагоноремонтный завод» и ООО «БалтЭнергоМаш». На долю этих титанов приходится более 50% объема отгруженной продукции.
Отрасль под ударом
Эксперты РИА «Рейтинг» полагают, что в текущем 2020 году машиностроительный сектор пострадает больше других промышленных отраслей. По итогам года, спад может составить десятки процентов, в зависимости от сроков восстановления экономики после резкого снижения нефтяных цен и пандемической изоляции. Правда, уже в 2021 году ожидается постепенное восстановление объемов производства.
В Смоленской области в сфере машиностроения, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 самый глубокий спад за 1 полугодие 2020 года по России был зафиксирован в автомобилестроении и авиакосмической промышленности. В других машиностроительных отраслях динамика производства, несмотря ни на что, была положительной.
В нашем регионе, несмотря на эти негативные влияния, продолжает воплощаться региональный проект «Промышленный экспорт»: в рамках одноименного федерального проекта, входящего в национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Национальный проект призван помочь занять свою нишу на мировом рынке современным высокотехнологичным и качественным отечественным товарам. Его реализация будет продолжаться до конца 2024 года. К этому сроку в рамках нацпроекта планируется нарастить объем российского несырьевого и неэнергетического экспорта до $250 млрд. В том числе, объем экспорта продукции машиностроения должен составлять $60 млрд. Смоленская область участвует в этом постепенном воплощении, развивая свой экспортный и инвестиционный потенциал.
Время больших возможностей
Участие в реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» даст возможность смоленским компаниям, реализующим корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК), получить льготное кредитование под обязательство роста экспорта до 2024 года. Разработка и внедрение своих КППК и привлечение финансирования для их реализации на льготных условиях является основным инструментом достижения целей федерального и регионального проектов. На данный момент Правительством Российской Федерации разработана новая редакция постановления, где были учтены предложения Смоленской области по упрощению процедуры получения государственной поддержки. Информацию по заключению КППК в 2020 году и получению мер государственной поддержки можно получить в Центре поддержки экспорта Смоленской области.
Чем еще может помочь Центр? Специалисты помогают пройти все этапы на пути к иностранному покупателю. Определиться, в какую страну экспортировать свою продукцию или услуге, оценить потребность в товаре на рынке выбранного государства, конкурентоспособность, провести анализ статистики внешней торговли, тарифных ограничений, конъюнктуры спроса, логистических затрат и так далее. На втором этапе в Центре готовят товар и бренд экспортера к требованиям иностранного рынка, формируют продающее коммерческое предложение, переводят сайт, прайсы и презентации на нужный язык, софинансируют международную сертификацию и защиту товарного знака. И в конце концов помогают продвигать товар экспортера на иностранном рынке: ищут конкретного покупателя, общаются заочно или везут нашего предпринимателя на выставку, в бизнес-миссию, организуют переговоры.
Примечательно, что в 2020 году, в условиях пандемии, смоленские экспортеры стали активнее выходить на международные электронные торговые площадки. В прошлом году Центр вывел на различные маркетплейсы 25 смоленских предпринимателей. Для многих из них это стало первым шагом к международной торговле: производители игрушек, изделий изо льна, одежды, сувениров, украшений, медицинского оборудования и многие другие сегодня отправляют свою продукцию за границу. И в большинстве случаев – это уникальные производства. Например, производитель мебели для ветеринарных клиник ООО ТД «Вет-Цздор Продакт» регулярно продает свои изделия европейским покупателям. В ближайшее время Центр поддержки экспорта запускает «магазин» смоленских деревопереработчиков на главной отраслевой площадке FORDAQ. 7 предприятий уже готовы присоединиться к участию в этом проекте.
Экспортируют и крупные, и совсем мелкие компании. Есть и рекордсмены. Так, известный смоленский производитель лазертаг-оборудования ООО «Лазертаг» сегодня продает свою продукцию в 78 стран мира, среди них Великобритания, Бразилия, Эстония, Германия, Литва, Узбекистан, Нидерланды, Казахстан и Израиль.
Другой пример – смоленская компания ООО ИТЦ ПРОМИКС – занимается разработкой и производством электромеханических замков. Она оснащает своей продукцией холодильники, банкоматы и системы контроля доступа. Продукция смоленских производителей пользуется большой популярностью на европейском рынке.
Направление задано!
Согласно стратегии развития региона до 2030 года государственная поддержка будет сосредоточена на технологическом развитии ключевых производств из области гражданского авиастроения и атомной энергетики, так как в реализации этих приоритетов государство играет доминирующую роль. Для реализации концепции планируется повысить гибкость производства, а также сократить сроки внедрения новаций.

В какую сторону движемся
В каком же направлении дальше будет двигаться технологическое развитие машиностроительного комплекса региона?
Вот, пожалуй, главные «ориентиры»:
— роботизированное производство с использованием цифровых моделей;
— внедрение на предприятия технологии сквозного проектирования систем цифрового двойника;
— замена традиционных материалов инновационными, внедрение технологий, снижающих эксплуатационные расходы, в том числе технологий обработки материалов с повышенными характеристиками;
— сетевые технологии, встраивание машиностроительных продуктов в глобальную сеть;
— формирование эффективной государственной промышленной политики;
— формирование нового класса высокопроизводительных рабочих мест на основе более глубоких знаний и опыта специалистов в сфере IT-технологий и машиностроения.
Можно с уверенностью сказать: будущее уже наступило, машиностроительная отрасль региона продолжит удивлять смолян своими достижениями и в ближайшие годы.
Подготовил Олег САХАРОВ
Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также