Дистанционное электронное голосование – это надолго

16 декабря 2021 года депутаты Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». По словам разработчиков, опыт применения электронного голосования ДЭГ на выборах в 2019-2021 годов в экспериментальном режиме продемонстрировал необходимость «установления основных принципов и параметров проведения такого голосования, единых для всех выборов и референдумов на территории РФ». 26 января 2022 г. законопроект принят Госдумой в 1-м чтении.

Опыт применения дистанционного электронного голосования показал, что такое голосование удобно, а сама технология онлайн-голосования доступна и проста в применении, это транслируют и результаты социологических опросов – у людей появилась новая возможность отдать свой голос, ДЭГ дает новые возможности участия в выборах без похода на участок.

Сейчас в Госдуме ведется подготовка ко второму чтению законопроекта, в рамках которого будут учтены предложения различных политических партий, общественности и экспертов.

Эксперты активно выражают свое мнение об этом законопроекте.

Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием:

«Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование».

Александр Брод, член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ:

«Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.

Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.

Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием».

Марина Проскурнина, член Общественной палаты РФ,  эксперт Ассоциации НОМ:

«Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о единых правилах проведения дистанционного электронного голосования в России.  Причем, планируется, что электронное голосование не заменит традиционное голосование с бюллетенями и урнами на избирательных участках, а будет применяться наряду с ним. Сейчас много говорят о том, что именно пандемия подтолкнула нас к ускоренному внедрению в практику голосования ДЭГ. Я же считаю, что дистанционное электронное голосование – это логичное продолжение нарастающей цифровизации практически всех сфер нашей жизни. Мы не перестаем отмечать удобство таких электронных сервисов, как оплата коммунальных услуг, запись к врачу. Даже за покупками мы часто отправляемся в интернет-магазины, и для того, чтобы встать на очередь в детский сад, тоже пользуемся электронными сервисами

Все эти нововведения прочно вошли в нашу жизнь.  Именно поэтому внедрение ДЭГ вполне ожидаемо, скажу больше, очень своевременно, так как позволяет экономить время, а еще позволит экономить кучу бюджетных средств.

Конечно, нужно будет учесть много нюансов, например, установить основные принципы проведения ДЭГ, закрепить требование проводить ДЭГ с использованием системы ГАС «Выборы» и других информационных систем, которые прошли сертификацию и соответствуют требованиям Центризбиркома.

Необходимо четко прописать алгоритм по проведению общественного контроля за дистанционным электронным голосованием.  И в этой связи считаю очень своевременным решение участников общественных слушаний в ОП РФ подготовить резолюцию, в которой будут отражены рекомендации Госдуме рассмотреть возможность наделения наблюдателей правом на обеспечение контроля за организацией ДЭГ. Необходимо также детально прописать права и обязанности членов комиссий ДЭГ и порядок назначения наблюдателей.

Мы живем в быстро меняющемся мире, по сути, у нас постоянно, в соответствии с запросами времени, идет процесс совершенствования избирательного законодательства, его актуализация. И система дистанционного электронного голосования, станет еще одним удобным нововведением, которое, в конечном итоге, повысит доверие избирателей к выборам».

фото из открытых источников

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также