«Научный телемост» объединил жителей Курска, Ростова-на-Дону и Смоленска

Как формирование городов повлияло на характер, менталитет и быт их жителей? Что такое «журавина» и как выглядят «закрапивники»? Почему люди эволюционировали и потеряли свои жабры, если более 70% поверхности Земли состоит из воды? Эти и другие темы в формате «Научного телемоста» обсудили эксперты и зрители Информационных центров по атомной энергии Курска, Ростова-на-Дону и Смоленска 17 марта в рамках сетевого проекта Информационных центров по атомной энергии «ИЦАЭ OPEN».

«Смоленск, Курск и Ростов исторически – приграничные города, чьей основной функцией была защита рубежей России, – так начал своё выступление эксперт из Курска Олег Аргунов, кандидат исторических наук, член Российского военно-исторического общества. – Так сложилось, что к границе всегда стремились наиболее активные, пассионарные люди, которые одинаково хорошо умели и наладить хозяйство, и держать оружие в руках». По словам спикера, именно в этом главная схожесть курян, смолян и ростовчан, которые на протяжении сотен лет стояли на страже нашей Родины.

Развивая тему, спикер отметил, что, когда границы государства отодвинулись дальше на запад, жители Смоленска, Курска и Ростова-на-Дону «не остались без дела», ведь регионы превратились в крупные экономические центры страны. Так, Смоленск стал транспортным узлом, соединявшим Россию и Европу. В Курске начала интенсивно развиваться перерабатывающая промышленность, кроме того, через него прошла кратчайшая железная дорога из Москвы в Крым. В свою очередь, Ростов «расцвёл» как крупный торговый город, который стал главным связующим звеном между Россией и странами черноморского и средиземноморского регионов.

«Естественно, развитие индустрии и торговли требовали больших энергетических затрат, что повлекло за собой развитие атомной электроэнергетики в Смоленской, Курской и Ростовской областях», – подвёл итог выступления Олег Аргунов.

Перед блоком вопросов спикеру участники телемоста с помощью специальной программы сыграли в «Хронограф», проверив свои знания истории трёх городов. Так, гостям ИЦАЭ предстояло определить, какое событие произошло раньше – основание Ростова-на-Дону или первое упоминание Смоленска в летописи, запуск трамвая в Курске или строительство первой в России ветроэлектростанции, день рождения Юрия Гагарина или открытие завода «Кристалл». К слову, некоторые из этих дат упоминались в выступлении Олега Аргунова, и самые внимательные слушатели с лёгкостью смогли дать правильные ответы.

О том, что повлияло на различия в названиях одних и тех же вещей и действительно ли смоленские говоры так сильно отличаются от курско-орловской и донской групп, с участниками телемоста поговорила эксперт из Смоленска Екатерина Лунькова, кандидат филологических наук, доцент СмолГУ.

Перед началом выступления спикера гостям ИЦАЭ предложили проверить свою языковую интуицию и попробовать догадаться, что такое или кто такие «закрапивники». Слушатели предлагали самые разные и смелые варианты, в числе которых – ягоды, насекомые и даже незаконнорожденные дети, однако исконное значение этого слова не угадал никто. «Друзья, вы были очень близки в своих предположениях, но на самом деле закрапивниками на Смоленщине называли цыплят, которые были выведены курицей без ведома хозяйки, не в курятнике, а, так сказать, за крапивой. Но метафорически, конечно, так называли и незаконнорожденных детей», – прокомментировала ответы слушателей Екатерина Лунькова.

В развитие темы эксперт рассказала, что смоленские говоры – уникальное явление на лингвистической карте России. Это связано с тем, что изначально они относились к севернорусской диалектной группе, но в настоящее время по многим признакам их можно отнести, наоборот, к южнорусской. Большое влияние на эту ситуацию оказало, в частности, приграничное положение Смоленской области, а также особенности её исторического развития. «Наша богатейшая история, влияние белорусского, польского языков, с одной стороны, и среднерусских говоров – с другой, сформировали, действительно, очень интересную и необычную лингвистическую «смесь», которая одновременна и похожа, и не похожа на то, как говорят жители других регионов, в том числе Курска и Ростова-на-Дону», – подчеркнула спикер.

Также речь шла о словах, которые хорошо известны и смолянам, и курянам, и ростовчанам. Например, во всех трёх городах свёклу называют «бураком», арбуз – «кавуном», а ворота – «брамой».

Чтобы стать такими, как сегодня, людям пришлось пройти долгий путь совершенствования. Ответить на вопрос, почему мы именно такие и какими видим себя сейчас, помог эксперт из Ростова-на-Дону Николай Скобликов, кандидат медицинских наук, медицинский директор лаборатории «CL».

По словам спикера, люди едины с любым живым организмом на планете – схожи химические и генетические основы существования, много общего в способах реализации жизни, в поведении, во взаимодействии друг с другом. В подтверждение этого эксперт продемонстрировал картинку трёх-четырёхнедельного эмбриона, на которой было чётко видно, что на ранней стадии развития у человека есть и жабры, и хвост.

«Существует тип структур, который есть у всех позвоночных и объединяет нас с ними – начиная от бесчелюстных миног, рыб и даже земноводных. Речь идёт о жаберных дугах – парных дугообразных хрящевых пластинках жаберного скелета. У человека на четвёртой неделе эмбрионального развития жаберные дуги выглядят так же, как и у всех позвоночных, но в процессе роста эмбриона они трансформируются», – пояснил Николай.

Перед тем как рассказать, во что же у человека трансформировались жаберные дуги, спикер попросил зрителей в Ростове, Курске и Смоленске выступить в роли экспертов и самим ответить на этот вопрос. Аудитория выбирала между хрящами гортани, лёгкими и щитовидной железой. Большинством был выбран правильный ответ – хрящи гортани. Николай подтвердил, что, да, действительно, на определённом этапе развития эмбриона человека жаберные дуги трансформируются именно в них.

Что касается биологических различий между жителями разных городов, спикер отметил, что в лабораториях учёные имеют дело не с реальными людьми, а с их «кусочками» и, например, по крови нельзя определить принадлежность к тому или иному месту проживания в рамках одной популяции.

Однако в процессе эволюции у людей происходили различные генетические мутации ввиду того, что им необходимо было приспосабливаться к существующим обстоятельствам. Так, например, несколько тысяч лет назад на некоторых территориях у взрослого человека появилась способность перерабатывать молоко. «Переносимость лактозы, содержащейся в молоке – это один из видов генетических мутаций. Именно она привела к образованию в организме взрослого человека лактазы – особого фермента, расщепляющего лактозу», – пояснил спикер.

Этот мутаген был распространён в Европе, Северной Индии, Западной Африке и на Ближнем Востоке, то есть в центрах животноводства, где люди привыкли пить молоко во взрослом возрасте, и практически отсутствовал у жителей Юго-Восточной Азии и Америки.

Таким образом, посмотрев на жителей Курска, Ростова и Смоленска с исторической, лингвистической и даже генетической точек зрения, каждый гость ИЦАЭ получил возможность найти собственный ответ на вопрос, что общего и в чём отличия у курян, ростовчан и смолян.

«ИЦАЭ OPEN» – проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 20 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов. Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные.

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также