Фронтовик, режиссёр и мастер эпизода: 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова

В этом году исполняется сто лет со дня рождения одного из самых ярких и талантливых советских актёров – народного артиста Советского Союза, режиссёра Анатолия Дмитриевича Папанова. Он снялся почти в ста фильмах, большинство из них вошли в золотой фонд советского кинематографа. Почти столько же мультипликационных персонажей, которым Папанов подарил свой голос. Годы жизни Анатолия Папанова – это годы множества прекрасных ролей в театре и кино, а биография – это история мудрого и сильного человека.

Артистичный ребёнок

Родной город Анатолия Папанова – Вязьма. Именно здесь в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской 31 октября 1922 года родился маленький Толик. Мальчик, который очень любил своих родителей, особенно тянулся к отцу и во всём ему подражал. Именно Дмитрий Папанов и привил сыну любовь к театру. Старший Папанов посещал театральную самодеятельность в гарнизоне, его часто задействовали в любительских постановках, а когда по сценарию нужно было присутствие детей, он приводил своих сына и дочь.

В начале 30-х годов семья Папановых перебралась в Москву. Однако столичная школа не вызвала у артистичного юноши никакого интереса. Он с трудом получил аттестат и, понимая, что дорога в вуз с низкой успеваемостью закрыта, пошёл работать литейщиком в заводскую ремонтную мастерскую. А по вечерам продолжал постигать актёрское мастерство в студии на заводе «Каучук», где преподавали актёры Театра им. Вахтангова.

Однажды друг Анатолия предложил ему пройти прослушивание в Театре рабочей молодёжи. Папанов был не уверен в своих силах, но всё же согласился. Приёмная комиссия рассмотрела в нём актерские задатки и дала ему добро. Анатолий достаточно быстро освоился, стал одним из ведущих артистов и мечтал об актёрской карьере.

Фронтовая судьба

Вскоре о мечтах пришлось забыть – грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего призвали в первый же её день. Три месяца Папанов учился управлять зенитным орудием, после чего всю группу отправили на фронт. Позже великий актёр вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Ярким моментом в его памяти остался случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать два пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, поэтому и был комиссован. Возвращаться домой молодой солдат не хотел и несколько месяцев в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая советских воинов песнями, стихами и импровизированными выступлениями. Тогда Папанов и задумался о том, что, возможно, творческая актёрская деятельность — это его призвание. Снова оказавшись в Москве, Анатолий Папанов принимает решение поступить в театральный институт.

 

Театральная жизнь

Он приехал в ГИТИС, когда вступительные испытания уже закончились, но недобор студентов дал шанс начинающему артисту попробовать сдать экзамены. Анатолий Папанов прочёл стихотворения, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. Так Папанов был зачислен на второй курс актёрского факультета. Уже с первых занятий начинающий артист показал себя с лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Да и было у Папанова еще одно заметное отличие от других – по вузу он ходил в линялой гимнастёрке, с палочкой, хромал. Таким его и увидела будущая жена Надежда Каратаева и внутренне пожалела: как же он, такой, будет играть? Но Анатолий Папанов поставил себе цель избавиться от палочки, начал интенсивно заниматься гимнастикой и танцами и уже спустя полгода смог ходить самостоятельно.

Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м оду и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре и ещё ряде других, но он ответил отказом и вместе с супругой и другими однокурсниками поехал в Литву, где прослужил артистом два года.

В театре

Актёрская семья

Надежда Каратаева понравилась актёру своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну — работала медсестрой в военных госпиталях. Анатолий Дмитриевич довольно скоро сделал любимой предложение. Они поженились, а в середине пятидесятых на свет появилась их единственная дочь Елена, тоже ставшая актрисой.

В 1948-м натолий и Надежда Папановы получают приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Так супруги вернулись в столицу. Но поначалу Папанову доставались только эпизоды и сцены второго плана, в то время как его жена уже считалась ведущей актрисой. Первую заметную роль артист получил спустя шесть лет, когда его поставили вместо заболевшего актёра играть в пьесе «Поцелуй феи». Тогда режиссёры увидели настоящий потенциал Анатолия Дмитриевича. У него появились главные роли и свой зритель, который «ходил на Папанова».

В кружок: Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.  С годами Папанов стал одним из ведущих актёров театра, в котором проработал почти пятьдесят лет, до самой смерти.

За годы творчества Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссёрстве. В 1987-м а сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького. И всё же, несмотря на успех, актёр на всю жизнь сохранил мальчишескую неуверенность, и каждый раз перед выходом на сцену от волнения его бросало в холодный пот.

Анатолий Папанов в фильме Берегись автомобиля

Кино и страх камеры

Самобытного актёра часто звали на съёмки в кино, но почему мы видим его в основном в ролях второго плана? А всё потому, что Папанов боялся камеры. Режиссёры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий своё мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съёмочной площадке. Впрочем, и с этой боязнью актёр со временем всё же справился, и у него стали появляться главные роли. По-настоящему раскрыться таланту Папанова удалось, когда он получил приглашение на съёмки фильмов «Приходите завтра…», «Человек идёт за солнцем», «Яблоко раздора».

В кружок: Благодаря роли в ленте «Живые и мертвые» Папанов получил всесоюзную известность – лента побила все рекорды просмотров: количество зрителей, посетивших кинотеатры, перевалило за сорок один миллион. Фотография артиста в образе Серпилина красовалась на обложке «Советского экрана» и на почтовой марке, выпущенной в 1966 году. Эта работа олучила приз Первого всесоюзного кинофестиваля как лучшая мужская роль.

«Берегись автомобиля», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Стежки-дорожки», «Родная кровь», «Дети Дон Кихота», «Дайте жалобную книгу», «Возмездие» и «Наш дом» – список всеми любимых фильмов, который можно продолжать бесконечно. За свою творческую карьеру Анатолий Папанов сыграл более 130 ролей в театре и кино, а также озвучил порядка 100 мультфильмов. Его голос звучит в самых любимых советских мультиках – «Паровозик из Ромашкова», «Рикки-Тикки-Тави», «Золотой мальчик», «Ну, погоди!», «Летучий корабль». Фильмы «Бриллиантовая рука» и «12 стульев» с участием актёра вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа.

Возможно, Анатолий Дмитриевич Папанов сыграл бы ещё много замечательных ролей, если бы его жизнь не оборвалась 5 августа 1987 года. Он ушёл резко и внезапно от сердечного приступа, повлёкшего за собой смерть. Артист был навеки упокоен на Новодевичьем кладбище. Создателями мемориала на могиле Анатолия Папанова стали скульптор Д.Народицкий и архитектор Ю.Воскресенский. К 90-летию со дня рождения великого актёра театра и кино в Вязьме был установлен первый в стране памятник народному артисту СССР Анатолию Дмитриевичу Папанову.

Текст Марина Викторова

Фото из открытых источников

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также