Научить и не навредить

Учитель английского языка Ксения Кривова — о том, что привлекает молодых педагогов в школе, с какого возраста учить иностранный язык и как нельзя критиковать ребёнка.

Год педагога и наставника в самом разгаре, и мы продолжаем знакомить наших читателей с талантливыми и добрыми, порой строгими, но неизменно справедливыми и отзывчивыми смоленскими учителями из самых разных уголков Смоленской области. У каждого из них — свой путь в профессию, свои подходы даже к самым непростым ученикам и одна главная общая черта — бесконечная любовь к детям, без которой хорошего педагога, кажется, просто невозможно себе представить…

Вот уже восемь лет учитель английского языка Ксения Кривова объясняет ученикам средней школы №21 в Смоленске, как правильно употреблять артикли и чем время совершённое отличается от времени длительного. Когда с ребёнком можно начинать учить второй язык, легко ли взрослому человеку освоить новую для себя лексику и грамматику, а также о самых сложных и ценных моментах в работе учителя — об этом и о многом другом смолянка рассказала в интервью газете «ПРО РЕГИОН».

«Награда для учителя — видеть успех учеников»

Не секрет, что в наше время профессия педагога не входит в число наиболее престижных. Расскажите, как и почему вы решили стать именно учителем?

— На самом деле, я никогда не думала о том, что стану учителем. Можно даже сказать, что я боялась связывать свою жизнь с детьми, ведь это очень ответственно. Да и на педагогический я поступила практически случайно, просто потому, что на факультете переводоведения не было бюджетных мест. И, как аппетит приходит во время еды, так и у меня интерес к преподаванию появился уже во время обучения. Изучала методику, детскую психологию, пробовала свои силы во время практики в школах. Было очень интересно не только вести уроки, но и общаться с детьми.

И всё же после окончания вуза работать по профессии я решила не сразу. Сначала занималась репетиторством, преподавала английский язык в частной школе. Но примерно через полгода поняла: чего-то не хватает. И вот уже восемь лет работаю в своей школе и, если честно, ни разу не пожалела об этом выборе. Ведь учитель — это действительно призвание, я получаю истинное удовольствие от своей работы.

— Восемь лет — достаточно долгий период. Какой случай за эти годы запомнился вам больше всего?

— За это время было много различных историй, которые и приводили меня в восторг, и доводили до слёз. Одним их самых запоминающихся моментов стал тот день, когда мне пришлось провести с классом серьёзную беседу. Уже и не помню точно, какое происшествие стало поводом для этого разговора: то ли между учениками вспыхнул конфликт, то ли ребята пустили какой-то неприятный слух. Я специально выделила целый урок для того, чтобы разобрать проблему, объяснить, почему такие ситуации неприемлемы. Старалась говорить так, чтобы никого не обвинять и не задеть, и вижу, что у ребят на глазах слёзы! Это было очень эмоционально.

А вообще, конечно, учитель в своей работе постоянно переживает самые разные эмоции. И, к сожалению, далеко не всегда позитивные. Например, когда случайно узнаёшь, как ученики за спиной тебя называют, когда ребята балуются, дерутся, бывает, даже портят мебель, выбивают стёкла. Но всё же хорошие моменты запоминаются больше. Как приходят и доверяют то, что точно не расскажут родителям, просят совета или помощи. Я считаю, что это дорогого стоит.

Что для вас самое сложное и самое приятное в работе учителя?

— Я думаю, самое сложное — это в любых ситуациях оставаться беспристрастной. Ни в коем случае не выделять никого из ребят и в то же время — не унижать и не оскорблять, не поддаваться эмоциям, которые порой захлёстывают даже самого невозмутимого педагога. А самое приятное для меня — это просто общаться с детьми, ходить с ними на внешкольные мероприятия и, конечно, видеть прогресс своих учеников. Когда приходит ребёнок во втором классе, который не знает ни одной буквы, не умеет читать, а через полгода он уже разговаривает с тобой предложениями, читает истории. Наблюдать такие успехи для учителя — уже само по себе награда.

— Со многими учениками у вас совсем небольшая разница в возрасте. Это мешает или, наоборот, помогает в работе?

— А я своим ученикам не говорю, сколько мне лет! Возраст, внешность — для учителя это не те моменты, на которых необходимо акцентироваться внимание. Пусть для учеников я буду просто тем человеком, к которому можно обратиться за помощью в сложной ситуации.

Обучение в радость

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок уже с самого раннего возраста изучал иностранный язык. Вы, как учитель английского, с какого возраста посоветовали бы осваивать второй язык?

— Действительно, существует мнение, что изучать иностранный язык следует с как можно более раннего возраста, едва ли не с того момента, как у ребёнка начинает формироваться родная речь. Почему так? Дело в том, что ребёнок в этом возрасте практически не видит разницы между родным и иностранным языками, а потому в большинстве случаев и запоминает всё быстрее и легче, воспринимая оба языка как равнозначные.

Но лично я придерживаюсь мнения, что изучать иностранные языки никогда не поздно! Пусть даже они далеко не всем даются одинаково: один человек будет трудиться, бесконечно учить материал — но результаты будут скромными, а другой, даже прикладывая минимум усилий, добьётся значительных успехов. Всё поддается обучению, я сама долго учила язык, хотя начала очень рано. И грамотный преподаватель никогда не сможет заранее сказать, через какое время тот или иной ученик начнёт разговаривать предложениями или читать книги без словаря. Всё зависит от человека.

— Нередко смоляне именно во взрослом возрасте задумываются о том, чтобы освоить иностранный язык. С какими трудностями придётся столкнуться человеку?

— Взрослым изучение иностранного языка даётся сложнее, это факт. Они много анализируют, постоянно сравнивают с родным языком. Принципы и подходы тоже отличаются: взрослых если и можно заинтересовать игровой формой, то ненадолго, они более склонны к усидчивому изучению, любят читать, переводить. Работая со взрослыми учениками, мы стараемся «встроить» обучение в повседневную сферу: больше разговаривать о бытовых делах, о работе, смотреть фильмы и сериалы на английском и так далее. А дети лучше осваивают новые знания именно в игре, когда есть возможность подвигаться, потанцевать. Очень большое количество фраз и выражений они запоминают при помощи песен.

Самой большой проблемой для взрослого человека зачастую становится банальная нехватка времени. Семья, работа, бытовые дела, различные форс-мажорные ситуации — и вот уже человек начинает переносить занятия, перерывы становятся всё больше и больше. И если детей стимулируют и даже где-то заставляют родители, то взрослый человек просто бросает.

«Ошибка — это не страшно!»

Каких основных принципов вы стараетесь придерживаться в своей работе?

— Я стараюсь не осуждать и не наказывать детей публично за ошибки. Ведь это может очень сильно повлиять на их психику и в будущем перерасти в серьёзные проблемы. Например, когда уже взрослый человек боится говорить по-английски, так как страшится выглядеть глупым, неуместным. Сделать ошибку в языке, который не является для тебя родным — это не страшно. Конечно, я всегда исправляю учеников, но стараюсь сделать это мягко, максимально корректно.

При этом у любой лояльности есть свои границы. Если ученик специально не учит материал, не слушает на уроке и отвлекает других, то есть проявляет неуважение ко мне лично и к предмету — в таком случае будут приниматься совсем другие меры. Но если ребёнок искренне старается, но у него что-то не получается, я никогда не пожалею времени разобраться, остаться с ним после уроков, объяснить несколько раз. Ведь результаты каждого ученика — моё профессиональное отражение.

Текст: Анна Александрова

Фото предоставлены героем публикации

 

Газета «ПРО Регион»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также